Пенсионный советник

Город ищет краудсорсеров

Краудсорсинг становится все более популярным способом формирования комфортной городской среды

Алина Звенигородцева 30.04.2014, 13:24
iStockphoto

Бизнес все чаще для поиска новых решений использует инновационные технологии и привлекает коллективный разум, или краудсорсинг. Мнение толпы становится все более значимым и при планировании городского пространства – городские власти и девелоперы заинтересованы еще на этапе формирования проекта узнать общественное мнение и создать востребованный среди населения и, соответственно, рентабельный продукт.

«Город на конкурс»

Развитие технологий и, как следствие, переход постиндустриального общества к открытым инновациям ломают барьеры между странами и континентами, между различными отраслями деловой и общественной жизни и даже между любителями и профессионалами. Для поиска новых решений все чаще задействуются технологии краудсорсинга — коллективного разума, которые, несмотря на давнюю историю применения, были сформулированы и описаны менее десяти лет назад — в 2006 году редактором журнала о компьютерных технологиях Wired Джеффом Хау в статье «Восход краудсорсинга» и обретают массовую популярность именно в наши дни. Движение, получившее распространение благодаря потребности крупных корпораций в усилении научных разработок, за последние годы перенеслось и на другие сферы жизни и буквально добралось до клумб в вашем дворе.

Открытые краудсорсинговые конкурсы, описанные Джеффом Хау как феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения или с очень маленьким вознаграждением активно практикуют более половины компаний из списка Fortune 500.

Например, Procter & Gamble перевели до половины всех своих разработок на краудсорсинг. Данная технология становится наиболее выгодной схемой для решения множества проблем и задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом.

Сегодня, когда и жителями, и инвесторами город рассматривается как объект преобразований, разработчики генерального плана, архитекторы и местное население осознают приоритетность коллективного осмысления городских пространств. Девелоперы выбирают новые технологии, предложенные рынком, и определяют, какими будут города будущего, а модель краудсорсинга позволяет обратиться к широкой аудитории.

Один из удачных примеров краудсорсинга — лаборатория городских инноваций CEOs for Cities, которую спонсирует Фонд Рокфеллера, --

некоммерческая организация, нацеленная на развитие и укрепление американских городов для поддержания собственного бизнеса за счет благополучия территорий его пребывания. В первые же две недели их проект Give a minute («Удели минуту») собрал более тысячи откликов: вопросы и пожелания жителей получали обратную связь от местных чиновников или объяснения экспертов, привлеченных к проекту. Некоммерческие организации и городские власти таким образом могли выяснить, какие вопросы наиболее волнуют граждан. В Чикаго основной интерес организаторов был направлен на проблемы транспорта, в Мемфисе — на необходимость различных образовательных программ, в Нью Йорке центральной темой было озеленение, что отвечает плану развития города до 2030 года (PlaNYC2030).

В Бомбее власти предложили горожанам поучаствовать в формировании плана развития города, который должен быть обновлен в 2014 году. Поскольку существующий план был создан в 1994 году и за это время значительно устарел, власти попросили горожан выяснить, какие земельные участки и объекты не нанесены на карту. Привлечение краудсорсеров для создания новых проектов позволяет компании рассмотреть множество идей и выбрать наиболее интересные, оригинальные и подходящие для данной территории. Например, в 2014 году в Лондоне командой SuperSkySkrappers объявлен студенческий конкурс на строительство органического небоскреба, способного менять полезную площадь по мере необходимости подобно конструктору: увеличивать ее по вертикали и горизонтали или даже сокращать. Тематика конкурса считается весьма актуальной: довольно часто из-за просчетов инвесторов коммерческие площади высотных зданий простаивают без арендаторов.

Краудсорсинг в России

Российские компании начинают активно перенимать международный опыт. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с Московским урбанистическим форумом запустили проект «Чего хочет Москва». В рамках проекта москвичи отправляли свои идеи на сайт, чтобы затем самые обсуждаемые и интересные были преобразованы в конкретные проекты. Самой оригинальной идеей, которая заняла первое место, стало создание культурной карты Москвы, которая явилась первой частью более крупного проекта «Культурный навигатор». По аналогии с развитием метрополитена жители будут составлять карту культурных маршрутов, наносить на нее различные места для проведения досуга, карта будет постоянно расширяться. «Можно смело сказать, что горожане способны предлагать интересные решения, просто с ними надо проводить мозговые штурмы. Проект «Чего хочет Москва» — это такой большой мозговой штурм, когда тебя просят продолжить фразу, а не дать точный ответ», — говорит директор проекта «Чего хочет Москва» Ольга Полищук.

Краудсорсинговые методы могут применяться и для развития городских сервисов. Обмениваясь сообщениями на «Яндекс.картах», автолюбители формируют интерактивную карту дорожной ситуации.

Как подсчитали в компании Yandex, только на период с 1 декабря 2013 до начала апреля 2014-го московские автомобилисты успели оставить более 15 тыс. инфоточек — половину из них составляют так называемые «разговорчики». «Чаще всего с помощью «разговорчиков» водители обсуждают пробку и ее причины, иногда делятся информацией о близлежащих городских объектах, например кафе или автомойках, или даже пытаются познакомиться с девушками-автомобилистами из соседнего ряда», — рассказали в компании Yandex.

Использование краудсорсинговых технологий может не только служить для выработки лояльности местного населения, но и быть источником полезных девелоперских идей. Так, «Газпром» в Петербурге уже дважды проводил конкурсы для молодых архитекторов и студентов. В 2011 году в рамках открытого конкурса молодежного архитектурного фестиваля «Артерия» была выбрана концепция развития рекреационной зоны, основной идеей которой стал пешеходный мост, перекинутый от Парка 300-летия Петербурга к будущему «Лахта-центру». Это неожиданное решение оказалось прекрасным дополнением к запланированному архитектурному ансамблю. А в 2014 году был объявлен конкурс на разработку дизайна интерьера конференц-зала. Аудитория конкурса выбрана не случайно — проект должен быть достроен через четыре года, а значит, нужно придумать идеи, опережающие время. «Очень важно правильно выбирать вопросы, которые следует вынести на общественное обсуждение. Они должны быть понятны всем участникам, ведь узкоспециализированные проблемы требуют профессионального подхода», — поясняет начальник управления по проектированию «Лахта-центра» Юлия Гуляк.

Конкурсы по оформлению интерьеров постепенно получают распространение среди российских девелоперов. В этом году ГК «Росатом» объявила конкурс для профессионалов и студентов на редизайн общественных пространств и внутренних зон помещений на своих предприятиях — от интерьера научных лабораторий до внешнего вида атомных станций. А в «Москва-Сити» объявлен молодежный конкурс на создание концепции организации открытой зоны отдыха на кровле «мостов-переходов», соединяющих башни нового делового центра. Подобные конкурсы способствуют развитию социального имиджа компании, а для участников важен не только денежный приз, но и возможность посотрудничать с крупной компанией, услышать комментарии и оценки экспертов, получить старт для дальнейшего профессионального роста.

Проекты по редевелопменту территорий являются одним из сложных направлений, в котором также может быть полезно общественное мнение.

В мировой практике заброшенные промышленные зоны или недостроенные объекты перестраиваются с учетом потребностей жителей района или всего города и обретают новую жизнь.

В Екатеринбурге в прошлом году был проведен конкурс на разработку концепции по реконструкции заброшенной телебашни. Строительство башни было начато в 1983 году, а в 1993 году, как и многие другие стройки того времени, заморожено из-за финансовых проблем. На данный момент это самое высокое заброшенное здание в мире. Согласно проекту международной архитектурной компании, выигравшей конкурс, на первых этажах башни разместятся гостиницы и магазины, а в шпиле — ЗАГС. Это довольно удачный пример совмещения коммерческой и социальной составляющей. К голосованию, помимо членов профессионального жюри, в которое входили главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин и областной министр строительства и развития инфраструктуры, главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов, были активно привлечены горожане: кроме проектов, которые выбирали члены конкурсной комиссии, был определен и проект, набравший наибольшее число голосов горожан.

Благодаря внедрению принципов открытых инноваций в различные сферы жизни общества мы получаем новую интеллектуальную среду и нестандартные подходы к решению различных социальных задач, позволяя потребителям вовлекаться в процесс и изменять свой взгляд на развитие окружающего пространства. Сегодня технологии краудсорсинга активно применяются крупными компаниями, городскими и региональными властями. Возможно, завтра они станут привычной частью жизни каждого из нас, призывая к активной позиции и наглядно демонстрируя реальные возможности совершенствовать мир вокруг.