Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Город ищет краудсорсеров

Краудсорсинг становится все более популярным способом формирования комфортной городской среды

Алина Звенигородцева 30.04.2014, 13:24
iStockphoto

Бизнес все чаще для поиска новых решений использует инновационные технологии и привлекает коллективный разум, или краудсорсинг. Мнение толпы становится все более значимым и при планировании городского пространства – городские власти и девелоперы заинтересованы еще на этапе формирования проекта узнать общественное мнение и создать востребованный среди населения и, соответственно, рентабельный продукт.

«Город на конкурс»

Развитие технологий и, как следствие, переход постиндустриального общества к открытым инновациям ломают барьеры между странами и континентами, между различными отраслями деловой и общественной жизни и даже между любителями и профессионалами. Для поиска новых решений все чаще задействуются технологии краудсорсинга — коллективного разума, которые, несмотря на давнюю историю применения, были сформулированы и описаны менее десяти лет назад — в 2006 году редактором журнала о компьютерных технологиях Wired Джеффом Хау в статье «Восход краудсорсинга» и обретают массовую популярность именно в наши дни. Движение, получившее распространение благодаря потребности крупных корпораций в усилении научных разработок, за последние годы перенеслось и на другие сферы жизни и буквально добралось до клумб в вашем дворе.

Открытые краудсорсинговые конкурсы, описанные Джеффом Хау как феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения или с очень маленьким вознаграждением активно практикуют более половины компаний из списка Fortune 500.

Например, Procter & Gamble перевели до половины всех своих разработок на краудсорсинг. Данная технология становится наиболее выгодной схемой для решения множества проблем и задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом.

Сегодня, когда и жителями, и инвесторами город рассматривается как объект преобразований, разработчики генерального плана, архитекторы и местное население осознают приоритетность коллективного осмысления городских пространств. Девелоперы выбирают новые технологии, предложенные рынком, и определяют, какими будут города будущего, а модель краудсорсинга позволяет обратиться к широкой аудитории.

Один из удачных примеров краудсорсинга — лаборатория городских инноваций CEOs for Cities, которую спонсирует Фонд Рокфеллера, --

некоммерческая организация, нацеленная на развитие и укрепление американских городов для поддержания собственного бизнеса за счет благополучия территорий его пребывания. В первые же две недели их проект Give a minute («Удели минуту») собрал более тысячи откликов: вопросы и пожелания жителей получали обратную связь от местных чиновников или объяснения экспертов, привлеченных к проекту. Некоммерческие организации и городские власти таким образом могли выяснить, какие вопросы наиболее волнуют граждан. В Чикаго основной интерес организаторов был направлен на проблемы транспорта, в Мемфисе — на необходимость различных образовательных программ, в Нью Йорке центральной темой было озеленение, что отвечает плану развития города до 2030 года (PlaNYC2030).

В Бомбее власти предложили горожанам поучаствовать в формировании плана развития города, который должен быть обновлен в 2014 году. Поскольку существующий план был создан в 1994 году и за это время значительно устарел, власти попросили горожан выяснить, какие земельные участки и объекты не нанесены на карту. Привлечение краудсорсеров для создания новых проектов позволяет компании рассмотреть множество идей и выбрать наиболее интересные, оригинальные и подходящие для данной территории. Например, в 2014 году в Лондоне командой SuperSkySkrappers объявлен студенческий конкурс на строительство органического небоскреба, способного менять полезную площадь по мере необходимости подобно конструктору: увеличивать ее по вертикали и горизонтали или даже сокращать. Тематика конкурса считается весьма актуальной: довольно часто из-за просчетов инвесторов коммерческие площади высотных зданий простаивают без арендаторов.

Краудсорсинг в России

Российские компании начинают активно перенимать международный опыт. Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» совместно с Московским урбанистическим форумом запустили проект «Чего хочет Москва». В рамках проекта москвичи отправляли свои идеи на сайт, чтобы затем самые обсуждаемые и интересные были преобразованы в конкретные проекты. Самой оригинальной идеей, которая заняла первое место, стало создание культурной карты Москвы, которая явилась первой частью более крупного проекта «Культурный навигатор». По аналогии с развитием метрополитена жители будут составлять карту культурных маршрутов, наносить на нее различные места для проведения досуга, карта будет постоянно расширяться. «Можно смело сказать, что горожане способны предлагать интересные решения, просто с ними надо проводить мозговые штурмы. Проект «Чего хочет Москва» — это такой большой мозговой штурм, когда тебя просят продолжить фразу, а не дать точный ответ», — говорит директор проекта «Чего хочет Москва» Ольга Полищук.

Краудсорсинговые методы могут применяться и для развития городских сервисов. Обмениваясь сообщениями на «Яндекс.картах», автолюбители формируют интерактивную карту дорожной ситуации.

Как подсчитали в компании Yandex, только на период с 1 декабря 2013 до начала апреля 2014-го московские автомобилисты успели оставить более 15 тыс. инфоточек — половину из них составляют так называемые «разговорчики». «Чаще всего с помощью «разговорчиков» водители обсуждают пробку и ее причины, иногда делятся информацией о близлежащих городских объектах, например кафе или автомойках, или даже пытаются познакомиться с девушками-автомобилистами из соседнего ряда», — рассказали в компании Yandex.

Использование краудсорсинговых технологий может не только служить для выработки лояльности местного населения, но и быть источником полезных девелоперских идей. Так, «Газпром» в Петербурге уже дважды проводил конкурсы для молодых архитекторов и студентов. В 2011 году в рамках открытого конкурса молодежного архитектурного фестиваля «Артерия» была выбрана концепция развития рекреационной зоны, основной идеей которой стал пешеходный мост, перекинутый от Парка 300-летия Петербурга к будущему «Лахта-центру». Это неожиданное решение оказалось прекрасным дополнением к запланированному архитектурному ансамблю. А в 2014 году был объявлен конкурс на разработку дизайна интерьера конференц-зала. Аудитория конкурса выбрана не случайно — проект должен быть достроен через четыре года, а значит, нужно придумать идеи, опережающие время. «Очень важно правильно выбирать вопросы, которые следует вынести на общественное обсуждение. Они должны быть понятны всем участникам, ведь узкоспециализированные проблемы требуют профессионального подхода», — поясняет начальник управления по проектированию «Лахта-центра» Юлия Гуляк.

Конкурсы по оформлению интерьеров постепенно получают распространение среди российских девелоперов. В этом году ГК «Росатом» объявила конкурс для профессионалов и студентов на редизайн общественных пространств и внутренних зон помещений на своих предприятиях — от интерьера научных лабораторий до внешнего вида атомных станций. А в «Москва-Сити» объявлен молодежный конкурс на создание концепции организации открытой зоны отдыха на кровле «мостов-переходов», соединяющих башни нового делового центра. Подобные конкурсы способствуют развитию социального имиджа компании, а для участников важен не только денежный приз, но и возможность посотрудничать с крупной компанией, услышать комментарии и оценки экспертов, получить старт для дальнейшего профессионального роста.

Проекты по редевелопменту территорий являются одним из сложных направлений, в котором также может быть полезно общественное мнение.

В мировой практике заброшенные промышленные зоны или недостроенные объекты перестраиваются с учетом потребностей жителей района или всего города и обретают новую жизнь.

В Екатеринбурге в прошлом году был проведен конкурс на разработку концепции по реконструкции заброшенной телебашни. Строительство башни было начато в 1983 году, а в 1993 году, как и многие другие стройки того времени, заморожено из-за финансовых проблем. На данный момент это самое высокое заброшенное здание в мире. Согласно проекту международной архитектурной компании, выигравшей конкурс, на первых этажах башни разместятся гостиницы и магазины, а в шпиле — ЗАГС. Это довольно удачный пример совмещения коммерческой и социальной составляющей. К голосованию, помимо членов профессионального жюри, в которое входили главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин и областной министр строительства и развития инфраструктуры, главный архитектор Свердловской области Владимир Вениаминов, были активно привлечены горожане: кроме проектов, которые выбирали члены конкурсной комиссии, был определен и проект, набравший наибольшее число голосов горожан.

Благодаря внедрению принципов открытых инноваций в различные сферы жизни общества мы получаем новую интеллектуальную среду и нестандартные подходы к решению различных социальных задач, позволяя потребителям вовлекаться в процесс и изменять свой взгляд на развитие окружающего пространства. Сегодня технологии краудсорсинга активно применяются крупными компаниями, городскими и региональными властями. Возможно, завтра они станут привычной частью жизни каждого из нас, призывая к активной позиции и наглядно демонстрируя реальные возможности совершенствовать мир вокруг.