Пенсионный советник

Бизнес меняет штаб-квартиры

Крупные корпорации строят для себя новые современные штаб-квартиры

Алина Звенигородцева 03.04.2014, 15:22
Wikimedia Commons

Крупные корпорации, как российские, так и иностранные, при выборе штаб-квартиры в России все больше руководствуются западными принципами. Офис для компаний давно стал частью бренда, своеобразной визитной карточкой. На смену устаревшим офисным зданиям, которые многие компании занимают еще с середины 90-х годов, приходят объекты нового строительства с оригинальной архитектурой, комфортно спланированным общественным пространством и максимальным набором инфраструктуры.

В последнее время все больше крупных корпораций испытывают потребность в переезде в связи с увеличением штата или потребностью объединить основные офисы в одном здании для облегчения бизнес-процессов. Компании конкурируют друг с другом в выборе оригинальных архитектурных решений для своих штаб-квартир, стараясь создать запоминающийся образ и максимально комфортную среду. Один из наиболее масштабных переездов запланировал Европарламент. Новая штаб-квартира, стоимость которой оценивают более чем в €125 млн, будет построена в Брюсселе к 2016 году. Местные СМИ называют проект весьма амбициозным: особенностью этого комплекса станет геотермальная система отопления, при этом проектировщики обещают использовать технологии, которые никогда не применялись в таком масштабе. Новая штаб-квартира Европарламента будет состоять из двух корпусов, соединенных атриумом.

Компания Apple, которая не довольна своим устаревшим скучным офисом, собирается реализовать весьма оригинальный проект, который был разработан с участием Стива Джобса. Новое 4-этажное здание Campus 2 будет построено в виде стеклянного круга, по форме напоминающего инопланетный корабль. Оно разместится на площади в 250 тыс. кв. м, что вдвое больше площади, занимаемой Пентагоном. В действующей штаб-квартире Apple (6 зданий на улице Infinite Loop) в Купертино сейчас трудится всего 2,5–2,8 тыс. человек, тогда как новый офис будет рассчитан на 12 тыс. сотрудников.

Если на Западе компании соревнуются друг с другом в оригинальности архитектурных форм, то российские компании для размещения своих штаб-квартир отдают приоритет небоскребам,

которые сейчас стали признаком активного развития мегаполисов и центром деловой жизни города. Как отмечает старший директор отдела по работе с корпоративными клиентами Cushman & Wakefield Елена Колесникова, сейчас у российских компаний есть высокий интерес к новому строительству. Например, недавно стало известно о том, что московские власти готовы выделить «Роснефти» участок площадью примерно 5 га напротив «Москва-сити» для строительства штаб-квартиры площадью 200 тыс. кв. м. Компания уже давно искала участок под строительство нового офиса, чтобы объединить в нем разбросанные по Москве подразделения. Компания «Газпром» до 2018 года планирует полностью переехать в новую штаб-квартиру — небоскреб «Лахта-центр», который сейчас возводится в Приморском районе Петербурга. Сейчас штаб-квартира «Газпрома», которая была введена в эксплуатацию в 1995 году, находится в Москве на улице Наметкина.

Как отмечает директор по работе с корпоративными клиентами Colliers International Вера Зименкова, российские компании уделяют большое внимание имиждевой составляющей. «Иногда это должно быть самое престижное здание по сравнению с остальными компаниями той же индустрии, иногда, наоборот, необходим объект, который не будет конкурировать с другими стратегическими бизнес-партнерами», — рассказывает эксперт.

Соревнования в оригинальности

Оригинальная и запоминающаяся архитектура штаб-квартиры — неотъемлемая часть узнаваемого бренда. Для крупных компаний размещение офиса в современном здании с уникальным архитектурным решением является одним из признаков успешного ведения бизнеса. Американская компания Longaberger решила сделать головной офис в форме своего самого ходового товара — корзины. Многие эксперты отговаривали владельца компании от этой экстравагантной архитектурной идеи, однако такой необычной вид корпоративной квартиры стал не только хорошей рекламой бизнесу, но и местной достопримечательностью штата Огайо. Штаб-квартира BMW в Мюнхене спроектирована в форме 4-цилиндрового двигателя. Лондонская штаб-квартира швейцарской страховой компании Swiss Re в финансовом центре Лондона выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием, этот небоскреб не имеет углов. Местные жители за необычную форму здания и зеленоватый оттенок стекла прозвали его «огурцом» или «корнишоном».

В проектировании зданий зарубежные корпорации все больше ориентируются на основное правило — минимальный вред окружающей среде. Это уже становится правилом хорошего тона.

Именно поэтому большинство офисов построено по современным энергоэффективным технологиям. Например, на крыше выставочного центра BMW в Мюнхене расположен мини-завод по производству солнечной энергии мощностью 800 кВт. В России «зеленое» строительство также набирает обороты. По оценкам Елены Колесниковой, эта концепция более важна для девелоперов: соответствие «зеленым» требованиям дает им хоть пока не очень явное, но в долгосрочной перспективе очевидное преимущество.

Комфорт внутри

Уникальное архитектурное решение штаб-квартиры получает свое продолжение и во внутреннем дизайне офиса. Согласно некоторым проводимым экспериментам, индивидуализация офисного пространства позволяет повысить производительность труда на 15%. А ученые из Университета Эксетера в Великобритании выяснили, что эффективность работы сотрудников, которые трудятся в офисных помещениях, украшенных живыми цветами и картинами, выше на 32%.

Инновационные решения в оформлении офисного пространства помогают компании сформировать свой собственный корпоративный стиль. Сейчас отчетливо намечается тенденция, когда компании выбирают пространства типа open space, которое, по мнению психологов, способствует лучшей организации трудового процесса, а также благотворно влияет на отношения внутри коллектива. Однако и устаревающая кабинетная система может быть интересна при правильном дизайнерском решении. Например, питерский офис компании Yandex использует коридорно-кабинетную систему. Однако дизайнеры придали такой скучной системе интерактивность — гости оказываются буквально внутри сервисов «Яндекса».

Компании зачастую стараются использовать элемент или символы, которые могут наглядно продемонстрировать их основные принципы.

Например, в штаб-квартире Adobe в Калифорнии на стене главного атриума нарисована девочка, которая символизирует детскую непосредственность, с которой подходят к творчеству сотрудники компании и пользователи ее продукции.

Чем меньше офис компании похож на стандартное рабочее помещение, тем комфортнее будет в нем сотрудникам, считают некоторые психологи. Например, в офисе банка «Тинькофф Кредитные Системы» по типу классического open space развита «русская» тема. Пространство вокруг рецепции украшено комиксами с мотивами русских народных сказок, столовая превращена в «избушку» с декоративной изразцовой печью и резными наличниками. Штаб-квартира Microsoft в Вене поддерживает экотему. Переговорная комната напоминает «охотничий домик», полностью отделанный деревом. В зоне отдыха расставлены мини-диваны и пуфики в форме деталей компьютера, а чтобы попасть в зону отдыха, сотрудникам компании нужно скатиться со второго этажа по самой настоящей детской горке.

Продумывая дизайн будущего офиса, специалисты прежде всего ориентируются на профиль компании и ее фирменный стиль. Однако планируя интерьеры строящегося бизнес-центра, девелоперы сталкиваются со сложной задачей — им нужно фактически предсказать, что будет модно и интересно через несколько лет. Поэтому зачастую они останавливаются на классике, которая, как известно, всегда в моде. «Разрабатывая концепции интерьеров, мы отказываемся от тех решений, которые к моменту ввода объекта в эксплуатацию будут уже неактуальными. Мода очень быстро проходит, никому не хочется получить через несколько лет, которые идет стройка, морально устаревший объект.

В большинстве случаев солидные компании отдают предпочтение интерьерным решениям в классическом и сдержанном стиле.

Это, безусловно, не говорит об отказе от современных материалов или инновационных технологий, это лишь означает, что приоритеты должны распределяться взвешенно и равномерно. При разработке концепции «Лахта-центра» мы ориентировались в первую очередь на людей. Нужно понимать, что все современные технические решения: использование медиафасадов, интеллектуальных информационных панелей, звуковой системы навигации — это только инструмент, который помогает сделать пространство живым. Важно, чтобы за обилием звука, цвета и света не терялся человек, чтобы ему было комфортно, тепло и удобно», — говорит начальник управления по проектированию «Лахта-центра» Юлия Гуляк.

Город в городе

Выбирая место для своей будущей штаб-квартиры, компании отдают предпочтение бизнес-центрам, в которых предусмотрены не только удобные офисы, но и сформирована настоящая городская среда, которая делает его привлекательным для требовательных жителей и для инвесторов.

Модель «город в городе» становится максимально популярной во всем мире. Наполнение комплекса ориентировано не только на работников и посетителей бизнес-центра, но и на жителей города, которые могут провести здесь свой досуг.

Например, в башнях-близнецах «Петронас» в Куала-Лумпуре располагается художественная галерея «Петронас», которая была создана в 1993 году малайзийской нефтегазовой компанией для поддержки и развития искусства в стране. Сейчас она является одним из самых посещаемых арт-центров города. В «Лахта-центре» запланирован Центр занимательной науки, куда жители Санкт-Петербурга смогут прийти со своими детьми. «На первый взгляд несколько неожиданно размещать подобный проект в составе крупного бизнес-центра, нужно обеспечить независимые пути следования для сотрудников и посетителей. Фактически различные по функционалу зоны, которые могут быть размещены в здании, абсолютно независимы друг от друга, однако каждая из них дополняет друг друга. Планируя размещение Центра занимательной науки, мы хотели, чтобы петербуржцы и в том числе наши сотрудники посещали его вместе со своей семьей», — говорит Юлия Гуляк. Только при создании таких объектов, которые несут в себе прежде всего социальную функцию, бизнес-центр способен гармонично интегрироваться в городское пространство.