Как сделать из Москвы европейский город

Чего не хватает Москве для того, чтобы стать европейским городом: опрос

Юлия Погорелова 16.08.2013, 13:37
Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС

По просьбе «Газеты.Ru» архитекторы, девелоперы, риэлтеры и финансисты рассказали о том, чего не хватает Москве для того, чтобы стать удобным и красивым европейским городом.

Антон Надточий, руководитель архитектурной мастерской «Атриум»

Начнем с того, что хотелось бы сделать из Москвы все же российский красивый и удобный город, со всем местным своеобразием и смешением культур. Результаты «евроремонта», как правило, скучны и безличны. Хотя понимание и приятие современности на эстетическом уровне, действительно хорошо бы позаимствовать в Европе, чтобы город был красивый, а не украшенный.

Впрочем, важнее понять насколько столице не хватает сознательно сформулированной архитектурной политики. Выработка архитектурной политики влечет за собой осознание проблем с качеством. На сегодняшний день уже более важным становится вопрос не «что делать?» а «как делать?». Какие будут городские и общественные пространства, здания которые нас окружают, дороги по которым мы ходим? Насколько они будут хорошо продуманы, качественно сделаны и как будут эксплуатироваться? Сколько мысли, труда и любви будет вложено в каждый квадратный метр?

Все вроде в нашем городе есть, но всё это какое-то номинальное, несовершенное. Наш город привык рапортовать о количествах построенных метров, о скорости введения жилья, но редко упоминается Качество этих достижений. Конечно, этот критерий измерить сложнее. Необходимо проявить волю, чтобы постулировать требуемый уровень. Нужно перестроить и по-другому мотивировать всю систему, отказаться от коллективных (усредненных и безответственных решений), повысить полномочия и персональную ответственность архитектора и обеспечить этому законодательную поддержку. Нужно сделать непреодолимым требование работать только с профессионалами. Речь идет не только о проектировщиках, но и об исполнителях и управленцах. Очевидно, что сегодняшние бюджеты позволяют их привлекать. Качество должно стать главным критерием и жалко, что в большинстве случаев пока этого не происходит. Я думаю, что сейчас этот процесс только начался и потребует времени и много усилий каждого из нас.

Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий «Промсвязьбанка»

Я часто бываю в Парке Горького и могу поделиться интересным наблюдением. Парк необычайно востребован, а люди, которые становятся его завсегдатаями, очень быстро меняются: становятся более расслабленными, начинают интересоваться спортом и современным искусством, занимаются своим здоровьем. Получается, что для спокойной и комфортной жизни в городе необходима не только возможность работать и перемещаться из точки А в точку В, но и качественно отдыхать.

Ну и как банкир, я могу сказать, что мы здорово отстаем от развитых стран в плане платежной культуры: до сих пор многие магазины и сервисные точки не принимают банковские карты. Уход от наличных позволит нам сокращать время обслуживания, повысит безопасность (карманные воришки не интересуются пластиком) и комфорт горожан, которым не нужно будет «готовить мелочь» и «ждать сдачу».

Александр Пыпин, директор аналитического центра «ГдеЭтотДом.Ру»

Хаотичная в центре и типовая многоэтажная на окраинах застройка Москвы формировалась веками. Москва по внешнему облику такая, какая есть, и изменить глобально ее под чьи-то вкусы невозможно и не нужно. Изменения к лучшему должны быть связаны с функциональными вопросами — ростом комфорта проживания, отдыха, сокращением населением непродуктивных затрат времени для поездок на работу и в иных целях (на дачу и т.п.) Поэтому пути банальны и известны — развитие транспортной инфраструктуры, развитие парковочного пространства, развитие системы общественного транспорта, децентрализация мест приложения труда, поощрение строительства офисных площадей для малого и среднего бизнеса на окраинах города, развитие пешеходных зон в центре города и иных местах с высокой плотностью населения и застройки.

Еще один путь развития — увеличение связности городской территории за счет строительства новых мостов и переездов, редевелопмента огромных промышленных зон с разделением их на меньшие, чем сейчас, кварталы, что бы их можно было не объезжать по единственной дороге, а проезжать «сквозь» них.

Еще одно направление развития — широкое применение современных информационных технологий, которые позволили бы гражданам реже посещать государственные и иные учреждения и получать необходимую информацию «возле холодильника», т.е. снизить непродуктивные затраты времени на поездки и очереди. К этой же сфере информационных технологий относится система глобального видеонаблюдения в местах скопления людей, парковок автомобилей, мопедов и велосипедов, подъездах, что позволит сократить уровень преступности и повысить безопасность жизни в городе. В области внешнего вида города основные нелокальные усилия (т.е. которые применимы не к 1-2 улицам, а по всему городу) возможны в «косметической» сфере. Это унификация мест размещения рекламы, дополнительное озеленение улиц и дворов, замена уродливых заборов на дизайнерские, применение продуманных цветографических решений для фасадов зданий, ограждений, инженерных сооружений, в том числе цивилизованных произведений в стиле «граффити». Еще одно направление улучшения городского пространства — избавление от долгостроев и пустырей и создание на их месте парковых пространств, скверов, паркингов, а вдоль Москва-реки на протяжении всего города — общедоступной набережной с сетью кафе, спортивных площадок, велосипедных дорожек, маршрутов речного трамвая.

Ольга Тараканова, руководитель отдела московских продаж компании Knight Frank

Для Москвы все еще актуально высказывание про две беды, одна из которых – дороги. Дорожное строительство, а именно качество дорог в Москве, конечно, лучше, чем в России, но все же тут есть над чем работать. Для облегчения трафика в центре и уменьшения пробок, а также и для украшения можно построить дополнительные мосты. Это также актуально и для более отдаленных от центра участков Москвы-реки. Сильно отстает от показателей в развитых странах количество торговых площадей на душу населения. Хотелось бы видеть в Москве побольше зелени, парков, нужно перестать уничтожать зеленые насаждения, особенно в центральной части города. Хорошая новость — увеличение штрафов в отношении памятников культурного наследия, которые у нас то горели, то обрушались, лишь бы освободить место для новостроек. Исторические здания города необходимо всеми силами не только охранять, но и восстанавливать.

Дэвид Коен, основатель компании Etage Real Estate (Нью-Йорк)

Москва за последнее время очень сильно изменилась. Что касается удобства, то пока не очень комфортно людям с маленькими детьми передвигаться по городу. На западе для детских колясок предусмотрены специальные заезды в здания и транспорт. Для комфорта родителей также важна ширина тротуаров. В Москве они значительно уже. Приходится выходить на проезжую часть, чтобы обойти припаркованные машины. В Нью-Йорке, например, это трудно представить. Да и в целом доступность городских объектов не для всех проста. На мой взгляд, очень важно развивать направление комфортного перемещения по городу для всех.

Было приятно увидеть, что в Москве, наконец, люди стали заниматься спортом на улицах в парках. Конечно, по сравнению с Европой или Америкой их количество совсем небольшое, но хочется верить, что людей, со вниманием относящихся к своему здоровью, и возможностей для занятий спортом на улицах будет с каждым годом больше. В Нью-Йорке, например, в каждом сквере и парке можно увидеть кого-то во время пробежки, занятий фитнесом или йогой на специально оборудованных площадках.

Уровень сервиса такси в городе значительно вырос и уже может соответствовать европейским стандартам. И особо хочется отметить облагораживание парков. Например, в парке Горького сейчас приятно прогуляться самому и с семьей, встретиться с друзьями или партнерами. Ну и еще в каждом удобном городе, конечно же, должна быть хорошо развита служба интернет-доставки от еды и одежды до более редких запросов.

Юлий Борисов, гендиректор UNK project

С точки зрения архитектуры, Москве не хватает каждодневной работы, внимания к мелочам и к тем деталям, которые делают мир лучше и красивее. С точки зрения больших, знаковых проектов, все отлично. С коммерческими проектами все тоже очень хорошо. Но как только дело доходит до благоустройства города и массовой застройки, все проектируется по нормам 50-60-х годов прошлого века. Дома — по нормам, гаражи — по нормам, детские площадки — по нормам, из разряда как не нужно строить для детей. Если раньше все можно было списать на дефицит бюджета, то сейчас денег достаточно, а думать никто не хочет, то есть нет идей для воплощения.

К примеру, в Москве запустили программу устройства парковочных мест в каждом дворе. Идея, в целом, здравая, парковки городу нужны. Но реализация идеи свела на нет весь потенциальный эффект. Установленный на парковках под углом 90 градусов бордюрный камень царапает диски автомобилей, и никому в голову не придет сделать специальные доборы, которые препятствуют этому! Такие мелочи способны убить любое начинание…

Городу нужны микроидеи, малые формы, такие вещи, будучи реализованными в любом из районов мегаполиса, приводят к «цепной реакции», в хорошем смысле этого слова. У меня есть интересное наблюдение: когда сделаешь хороший проект, подойдешь к нему по-творчески, с душой, то эта энергия передается жителям. Оригинальные, выверенные до мелочей проекты находит отклик у горожан, люди любуются ими и… не ломают. А то, что сделано спустя рукава, без погружения тут же покрывается надписями и ломается. А у красивых вещей – долгая жизнь.

Ольга Полищук, директор проекта «Чего хочет Москва» (www.moscowidea.ru)

Мне кажется, что выражение «удобный европейский город» устарело, точнее для Москвы оно точно не будет полным. Удобный европейский город — это все таки не те миллионы, которые проживают в Москве, и не те площади, что есть. Поэтому, если надо черпать вдохновение и примеры, лучше смотреть и на азиатский опыт, на латиноамериканский и т.д.

Очень многое зависит от того, какой запрос делают жители. Скажем, глупо жаловаться на скучные спальные районы в мегаполисе, где в новых спальниках не хватает поликлиник и школ, а есть только торговые центры, но продолжать при этом покупать квартиры за миллионы в этих местах. Когда покупатели начнут предъявлять реальные запросы к застройщикам и девелоперам относительно инфраструктуры вокруг своего дома, а не только к метражу и цвету стен квартиры, тогда можно будут говорить об изменениях в политике строительных компаний.

Ну а если возвращаться к большим городам в Европе, то все любят приводить в пример Берлин: «Вот он такой разный, такой интересный, такой дешевый». Но одно из главных достоинств Берлина в его децентрализации. Каждый район живет своей жизнью, он развивается как район. Вам не надо
ехать географический центр немецкой столицы Митте, чтобы жить интересно. Вы можете прекрасно себя чувствовать в вашем тихом Пренцлауберге, ходить на работу, есть в хорошем ресторане или заниматься спортом. В Москве же львиная доля маршрутов — это центр-район, центр-район, хотя 93% населения живут вне пределов ЦАО. Развитие возможно, если делать точки интереса в спальных районах, которые не были бы торговыми центрами, или придумывать целым кварталам назначение. Пока мини-примером такой территории могут быть Патриаршие пруды, но это опять же центр.

От редакции

«Газета.Ru» предлагает читателям также принять участие в опросе и в комментариях к этому материалу рассказать о том, чего по вашему мнению, не хватает Москве для того, чтобы стать удобным и красивым европейским городом.