«Прямо скажу — им повезло...»

«Все блага цивилизации» обещает жителям «новой Москвы» Владимир Жидкин, глава департамента правительства города

В первую годовщину создания «новой Москвы» и. о. руководителя департамента развития новых территорий правительства Москвы Владимир Жидкин делится планами развития новых территорий города. Планы сохраняют свою амбициозность, несмотря на отказ от идеи переселения сюда федеральных органов власти. Численность населения в «новой Москве», согласно генплану города, должна вырасти в шесть-семь раз.

— Владимир Федорович, минувший год был для департамента развития новых территорий города Москвы стартовым. Насколько он оказался успешным в части решения поставленных перед департаментом задач?

— 2012 год стал для нашего департамента знаменательным. Во-первых, в мае началась история, если хотите – летопись департамента. Во-вторых, в июле состоялся сам факт присоединения новых территорий к Москве. Поэтому, как говорится, на раскачку департаменту развития новых территорий не было отпущено ни дня.

Первое, с чего мы начали работу, – с изучения состояния развития новых территорий, подготовки идей по определению концептуальных предложений градостроительного развития Троицкого и Новомосковского административных округов. Помимо этого была развернута работа по формированию территориальных и отраслевых схем, транспортного и инженерного каркаса, были определены «точки роста». Другими словами, была проведена масштабная ревизия строительного хозяйства «новой Москвы», определены направления дальнейших действий.

Будем особое внимание уделять ходу разработки Генерального плана новых территорий, выравниванию нормативов социальной и транспортной обеспеченности.

Планируем в течение 2013 года за счет координации градостроительной и инвестиционной деятельности построить около 1 миллиона квадратных метров жилья, не менее 500 тысяч квадратных метров иной недвижимости, в том числе ряд социальных объектов – детских садов, школ и поликлиник. Стоит перед нами и задача по созданию в «точках роста» порядка 35 тысяч новых рабочих мест.

— Как идет работа над корректировкой Генерального плана столицы с учетом новых территорий? Когда планируется ее завершить? Какие территориальные схемы уже готовы?

— Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу разработать Генплан столицы с учетом новых территорий к концу 2014 года. Не менее важная задача – разработка и утверждение двух территориальных схем, разработка транспортного и инженерного каркаса с определением основных коридоров прохождения коммуникаций. Территориальные схемы новых административных округов Москвы сейчас активно готовятся, они должны быть утверждены в третьем квартале нынешнего года.

– Каковы перспективы дорожного строительства в его увязке с транспортной системой старой Москвы?

— Это на самом деле очень актуальная проблема. Понятно, что за день-два ее не решить, но главное – у руководства Москвы есть четкий план первоочередных и перспективных мер в этом направлении, и эти планы уже реализуются. Сначала расскажу о первоочередных делах.

В самое ближайшее время планируются реконструкция, строительство и проектирование шести автодорог, в том числе Калужского шоссе, автодороги от Киевского до Калужского шоссе (от деревни Саларьево до деревни Мамыри), центральной дороги в Коммунарке до выхода в Бутово, Внуковского шоссе от Минского до Боровского шоссе (Рассказовка – Московский).

Москомархитектура в настоящее время разрабатывает транспортный каркас присоединенной территории — именно этот каркас и определит дальнейшую перспективу развития там дорожной инфраструктуры. Но уже сегодня можно вполне определенно говорить о том, что транспортная инфраструктура будет увязываться со строительством Центральной кольцевой автодороги (это федеральный проект), а также развитием метрополитена, железнодорожного и других видов транспорта. Полную картину мы увидим, когда будет подготовлена и утверждена отраслевая (транспортная) схема, которая разрабатывается вместе с Генеральным планом.

— Какому виду пассажирских перевозок будет отдано предпочтение и сколь актуальны для вас перспективы развития столичного метрополитена?

— Мое твердое убеждение: на новых территориях внеуличного пассажирского транспорта должно быть много. Что касается метро, то с большой долей определенности можно сегодня говорить о том, что

от станции «Юго-Западная» будет построена линия со станциями «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево», с электродепо и транспортно-пересадочным узлом: «Тропарево» на старой территории, а остальное уже на новой. Это почти 8 километров, и планируется к вводу в строй в 2014 году.

Также прорабатываются вопросы по развитию железнодорожного сообщения, строительства специальных трасс для скоростного трамвая и автобуса.

— Московские власти определили 12 так называемых точек роста присоединенных территорий, которые получат ускоренное градостроительное развитие. Объясните поподробнее, что это такое.

— Один из главных принципов развития новых территорий – это полицентричность и отсутствие сугубо спальных районов. Сейчас, на стадии работы над территориальными схемами и корректировкой Генплана, нам представляется, что реализовать этот принцип можно с помощью 12 «точек роста». Каждая из них будет представлять собой центр градостроительной активности, предусматривающий комплексное развитие жилья, всей необходимой для комфортного проживания инфраструктуры и создание достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест. Цель проста:

сделать так, чтобы человек или семья не только проживали в «новой Москве», но и имели возможность в шаговой доступности получать все блага современной цивилизации, начиная от работы и заканчивая красотами природы.

— Малая этажность и малая плотность застройки объявлялись базовыми принципами строительства на присоединенных территориях. Но сегодня здесь развернуто в основном строительство домов повышенной этажности. Все-таки будет ли «новая Москва» городом, сомасштабным человеку, или превратится в ряд стандартных спальных районов?

— Обещаю: не превратится. Градостроительный потенциал присоединенной территории действительно очень большой. Именно он заложен в основу технического задания на корректировку Генерального плана Москвы в новых границах.

Его основными параметрами являются

прогнозируемая численность населения – 1,5–1,8 млн человек, строительство 100 млн квадратных метров недвижимости, в том числе 40 млн квадратных метров жилья и 60 млн квадратных метров нежилого фонда.

Это, конечно, рассчитано на долгосрочную перспективу — никто не говорит о том, что «новая Москва» чуть ли не завтра превратится в огромную стройплощадку. Будет исключительно гармоничное развитие, учитывающее не только строительство жилья, но и создание социальной, дорожной инфраструктуры, сохранение окружающей среды, а также создание достаточно большого количества новых рабочих мест – не менее миллиона. Это одна сторона вопроса.

Другая заключается в том, что уже сейчас на новых территориях реализуются или планируются к реализации несколько крупных строительных проектов. Как раз самые интересные из них – малоэтажные. Это такие комплексы, где будут не только комфортные дома, но и вся необходимая инфраструктура: детские сады, школы, объекты здравоохранения, культуры и отдыха. Плюс объекты, как мы говорим, приложения сил, то есть рабочие места. Это в основном будут офисные помещения.

Третий момент – это наша работа с инвесторами, компаниями, которые имеют реальные строительные виды на новых территориях. Во-первых, они все уже знают, что никто им не позволит строить здесь небоскребы, а во-вторых, у них теперь есть четкое понимание по их конкретному участию в возведении социальных объектов. В нынешнем году таких объектов за счет инвестиционных средств будет не менее десяти, в том числе несколько детских садов.

— На какие объемы ежегодно вводимого жилья и объектов социальной инфраструктуры вы ориентируетесь? Как в связи с этим будут формироваться места приложения труда?

— В ближайшие годы, думаю, можно будет выйти на объем ежегодно вводимого жилья в пределах 2,5–3 млн квадратных метров.

— Расскажите о планируемой инвестиционной политике на новых территориях. Кого бы вы хотели видеть в роли застройщиков?

— Масштабы реализации градостроительной политики на присоединенных территориях, как я уже говорил, просто огромны. Лишь на средства городского и федерального бюджетов их не осилить. Да к этому никто и не призывает, тем более что в инвесторах, как уже работающих в «новой Москве», так и потенциальных, недостатка нет.

В настоящее время уже заключено 87 инвестиционных контрактов, из которых 55 реализуются.

Хочу подчеркнуть, что с инвесторами у нас налажен очень конструктивный диалог. Они готовы активно участвовать в реализации наших планов. Причем, подчеркну, это касается не только строительства жилья, но и объектов социальной сферы, дорожной и коммунальной инфраструктуры. Ряд крупных инвесторов уже приступили к реализации проектов, которыми «новая Москва» уже в ближайшее время сможет гордиться. Некоторые из этих проектов мы презентовали на международной выставке недвижимости во Франции. Думаю, родина «большого Парижа» по достоинству оценила перспективы «большой Москвы».

— Недавно вступил в силу федеральный закон о новом, ускоренном порядке изъятия земельных участков под нужды города на новых территориях Москвы. Дачники и садоводы заволновались, не затронет ли он их интересы. Что вы думаете по этому поводу?

— Я их хорошо понимаю, но хочу еще раз заверить, что

этот закон ни в коем случае не направлен ни против СНТ, ни против дачников. Если посмотреть карту «новой Москвы» с нанесенными на нее садовыми товариществами, то можно понять, что надо очень «стараться», чтобы, проектируя, скажем, крупную дорогу, задеть какой-то садовый участок.

Закон этот нужен прежде всего для реализации масштабных проектов по развитию и реконструкции инженерной и транспортной инфраструктуры. И здесь предполагается использование земельных участков, в основном находящихся в федеральной собственности, а также принадлежащих крупным земельным владельцам. В настоящее время нет ни одного проекта, который бы затрагивал интересы СНТ. А если прочитать закон внимательно, понимаешь, что интересы собственников недвижимости в нем максимально соблюдены.

— Что планируется сделать в части обеспечения садовых товариществ и сельских населенных пунктов инженерией и дорожной инфраструктурой?

— Сельским населенным пунктам, садовым и дачным товариществам, прямо скажу, повезло. Начиная с нынешнего года и до 2016 года включительно на их обустройство, подключение к инженерным коммуникациям, включая водоснабжение, а также дороги из бюджета города планируется ежегодно выделять по 1 миллиарду рублей.

Занимается этой проблематикой подведомственное нашему департаменту государственное бюджетное учреждение «Развитие Московского региона». Работы предстоит много, так как таких населенных пунктов и товариществ более шестисот, а домовладений в них около 70 тысяч.

— Где в «новой Москве» будут развиваться рекреационные зоны, что обещали сделать власти? За чей счет будут развиваться такие проекты? Есть ли уже конкретные проекты в рекреационной сфере?

— Правительством Москвы на присоединенных территориях предварительно запланировано размещение 45 парков и зон отдыха. Их окончательное количество, площади и места расположения будут определены разрабатываемыми территориальными схемами Новомосковского и Троицкого административных округов города Москвы.

Уже в ближайшее время начнется разработка проектной документации на три первоочередных объекта: спортивный парк «Красная Пахра» в поселении Краснопахорское, парк отдыха «Народный» в поселении Марушкинское и прогулочный парк «Сосны» в поселении Новофёдоровское. Указанные парки будут создаваться за счет средств городского бюджета.

Кроме того, комплексом градостроительной политики и строительства города Москвы проводится серьезная работа по привлечению средств инвесторов в создание и развитие объектов рекреации на присоединенных территориях. В частности, достигнута договоренность с представителями группы компаний RDI о создании тематического парка на территории Рязановского поселения Новомосковского административного округа за счет средств инвестора. Этот парк обещает быть очень интересным: он будет сориентирован на реконструкцию исторических событий. По-моему, ничего подобного в нашей стране еще нет.