Urban Forum: город для человека

Эксперты обсудили возможности развития мегаполиса

Сергей Лаврентьев 21.12.2012, 20:00
Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао iStockPhoto
Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао

Как выглядит мегаполис, в котором хочется жить? А жить в удобном городе в России – это мечта или реальность? И, если это реальность, то как сделать мегаполис комфортным для жизни?

Этот вопрос, волнующий любого горожанина, а особенно жителя Москвы и Петербурга, стал главной темой для обсуждения на втором Московском урбанистическом форуме Urban Forum 2012, прошедшем под хэдлайном «Мегаполис в масштабе человека». Столичные чиновники, зарубежные эксперты и российские девелоперы собрались в Москве 4 и 5 декабря, чтобы поделиться опытом и найти новые решения для преобразования российских мегаполисов из городов «для работы» в города, «удобные» во всех отношениях.

Если прошлогодний Urban Forum завершился своеобразной декларацией о намерениях — разработать новую программу развития города, то в этом году эксперты заявили некоторые конкретные проекты, которые могут обогатить эту программу. Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин определил основную стратегическую задачу столичных властей: «создать комфортную городскую среду». Участники форума попытались предложить комплексное решение этой задачи.

В центре обсуждения участников Urban Forum 2012 оказалась тема городского планирования и возможностей развития полицентризма в российских мегаполисах. При этом эксперты обращали внимание на то, что

сейчас «кластеризация» города идет в не совсем верном направлении.

Так, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, в последние десятилетия в столице накопились сегрегационные явления, то есть Москва разделилась на благополучные и плохо развитые в экономическом и общественном плане районы, что препятствует устойчивому развитию мегаполиса. Чтобы сгладить ситуацию, по мнению Сергея Кузнецова, прежде всего, нужно равномерно распределить в городской ткани спальные и офисные районы, что позволит облегчить нагрузку на транспортную сеть и повысит доступность социально значимых услуг.

Главный архитектор Москвы подчеркнул, что в черте города необходимо планомерно создать несколько «точек роста», где были бы сконцентрированы рабочие места, доступное жилье, культурные и социальные объекты.

Архитектора поддержал основатель и президент Fundaction Metropoli Альфонсо Вегара (Испания), заявив, что решение транспортной проблемы немыслимо без следования принципу полицентричности: «Пока люди вынуждены ездить из одного района в другой, что, в итоге, разрушает город. Взамен можно создать зоны, у каждой из который был бы свой центр». Международный опыт по созданию новых «точек роста» довольно обширен. Один из участников заседания «Москва: взгляд в будущее», экс-министр транспорта Франции Тьерри Мариани привел в качестве примера план по созданию Большого Парижа, разработанный в 2008 году. По этому проекту

Париж должен слиться в единое целое со своими пригородами, где сейчас идет активное строительство и создаются рабочие места.

В итоге агломерация с населением в одиннадцать миллионов человек должна существенно разгрузить исторический центр французской столицы.

Удачные примеры создания полицентричности намечются и в России, хотя в речь идет пока о проектах, которые только начинают реализовываться. Например, общественно-деловой комплекс Лахта-центр, который разместится в Приморском районе Санкт-Петербурга, инициаторы проекта рассматривают именно как будущую «точку роста» для всего города: строительство комплекса, по их мнению, позволит создать тысячи новых рабочих мест, переориентировать транспортные потоки внутри городского центра и построить новую дорожную и инженерную инфраструктуру. По оценке экспертов, «Лахта-центр» — пример решения сразу нескольких проблем мегаполиса — транспортных, экономических, социальных. Еще один удачный питерский проект, на который ссылаются эксперты, — формирующаяся общественно-деловая зона в районе Пулково, которая включает деловые, культурно-развлекательные, гостиничные, торговые центры и выставочный комплекс.

Помимо полицентричности, эксперты Urban Forum остановились на модернизации транспортной системы российских мегаполисов. Марат Хуснулин подчеркнул, что первоочередная задача столичных властей на ближайшие годы – объединить метро и железнодорожный транспорт в единую сеть. Такая система уже успешно работает во многих городах Германии — Берлине и Мюнхене. Московские власти также продолжают расширение сети подземного транспорта: в ближайшее десятилетие планируется построить 70 новых станций метро.

Еще одной темой Форума стало обсуждение судьбы промышленных зон столицы.

Суммарная площадь двухсот московских промзон непомерно велика: 150 кв. км — это, фактически, полтора Парижа.

Однако после обсуждения проблемы «серого пояса» осталось ощущение неопределенности. Власти пообещали в ближайшие годы «разобрать» московские промзоны, но как будет финансироваться этот процесс и кто будет участвовать в разработке концепции – не конкретизировали. Руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров лишь подчеркнул, что проекты реорганизации этих территорий должны учитывать интересы не только инвесторов, но и горожан.

Тема развития столичных набережных — действительно важного элемента в городе, стремящемся быть комфортным для жителей, — также обсуждалась на форуме. Эксперты в один голос отмечали , что набережные — важный источник гармонии посреди городского хаоса — не используются в российских городах в полной мере. В качестве примера успешной реновации набережной приводили проект, инициированный властями испанского Бильбао. Еще десять лет назад набережная реки Нервьон, которая протекает по северной границе города, напоминала заброшенную территорию в районе Южного речного порта Москвы: сплошные доки и фабрики, унылый, депрессивный вид.

Городские власти Бильбао решились на рискованный эксперимент — строить новые здания вокруг возведенного там музея Гуггенхайма (см. фото), развивая пешеходную инфраструктуру и парки.

В результате заброшенные районы превратились в современные и престижные, став визитной карточкой города. Московские чиновники всерьез заинтересовались подобной реновацией. В Петербурге подобный подход уже является одним из направлений градостроительной политики: реновация 5 кварталов исторического центра предусматривает работу с набережными — рек Фонтанки и Мойки, Крюкова канала и канала Грибоедова. Кроме того, в рамках уже упомянутого проекта «Лахта-центр», планируется сооружение на берегу Финского залива ряда общественных пространств: открытого амфитеатра с видом на воду, предназначенного для проведения общегородских массовых мероприятий, а также нескольких парков и скверов.

Последней крупной темой Форума стала модернизация общественных пространств. Зарубежные эксперты акцентировали внимание столичных чиновников и девелоперов на том, что одним из принципов урбанистической революции двухтысячных стало именно внимание к местам, где люди могли бы собираться, чтобы обмениваться мнениями или просто проводить время. Единственным положительным преобразованием общественных зон в Москве можно назвать только Парк Горького. На него неоднократно ссылались участники Форума. Однако в планах московской администрации есть и другой проект — «Полуостров ЗИЛ» (название пока неофициальное). По этому проекту

правительство Москвы собирается преобразовать территорию завода им. Лихачева в парк площадью 25 гектаров, 80% из которых будут представлять зеленые насаждения.

Москва остро нуждается в подобных общественных пространствах, что подтверждает и упомянутая на форуме коллективная жалоба москвичей на то, что в «этом городе» жить стало невозможно. Дошло до того, что, по статистике, более 60% жителей столицы не чувствуют себя москвичами, хотя 20% из них родились и выросли в этом городе. Увы, для огромного множества жителей Москва превратилась в унылую «машину для работы», где можно только трудиться и совершенно нечего делать на досуге.