Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

«Все расстояния должны быть пешеходными...»

Проблемы развития российских городов беспокоят не только отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, но и Организацию Объединенных Наций. На днях с официальным визитом Россию посетил исполнительный директор ООН-Хабитат Хоан Клос. О том, каким должно быть будущее российских городов и как улучшить качество проживания в них, бывший мэр Барселоны рассказал корреспонденту «Газеты.Ru».

- Какова цель Вашего визита в Москву и какие задачи стоят перед ООН-Хабитат в России и мире?

- Сегодня мир стоит перед вызовом урбанизации - процесса, в результате которого увеличивается население городов. Уже сейчас 50% населения Земли живет в городах, а по прогнозам в ближайшие 20 лет городских жителей будет уже 65-70%. В результате этого процесса возникают новые трудности и задачи, решение которых и является главной целью ООН-Хабитат.

С учетом происходящих изменений в мире ООН-Хабитат нацелена на развитие трех основных направлений: городское планирование, городская экономика и развитие законодательства в области управления городами. У нас есть определенные приоритеты в страновом подходе, и Россия попадает в число основных наших партнеров.

Процессы урбанизации активно развиваются в Российской Федерации. Основной проблемой урбанизации здесь стал все-таки не сам процесс переселения людей из села в город, а города и их структура. Сегодня российским городам крайне необходимо предпринимать усилия для собственного совершенствования. Например, необходимо преобразовывать промышленные районы городов для того, чтобы на их территории можно было заниматься другими видами экономической деятельности.

- Что в первую очередь предстоит решить российским городам и опыт каких мировых агломераций может быть применим в России?

- Одной из главных задач для Москвы и Санкт-Петербурга является улучшение ситуации с дорожным движением. Сами по себе пробки представляют собой один из производных эффектов экономического процветания государства. В тех странах, где на протяжении некоторого времени был экономический рост, в крупных городах всегда возникали проблемы с дорожным движением.

Пробки, эффективность жилищно-коммунального хозяйства, преобразование бывших промышленных территорий, создание комфортной городской среды - это глобальные проблемы. Они в той или иной степени стоят перед городами во всех уголках мира. Решение этих проблем и есть основная задача ООН-Хабитат как в России, так и во всем мире.

Мы предвидим некоторые изменения в российских городах и наш опыт, накопленный во время работы в других странах, может быть очень полезен. Однако простым копированием положительного опыта дело не решить и необходимо вырабатывать собственную стратегию для каждого города.

- В Глобальном докладе о населенных пунктах 2011 года говорится, что концентрация услуг приводит к уменьшению количества потребляемой энергии. С этой точки зрения как вы можете оценить попытки Москвы и Санкт-Петербурга создать новые центры притяжения деловой активности («Москва-Сити» и «Лахта центр»)?

- Сразу оговорюсь, что ООН-Хабитат не занимается анализом отдельных проектов, а работает с глобальными тенденциями. В качестве последней можно привести пример, когда администрации городов стараются снизить плотность населения за счет территориального расширения города. Это ложный путь. Наоборот, плотность населения в городах нужно повышать.

В результате увеличения плотности застройки будет снижаться и мобильность населения, которое сегодня, например, в Москве и Санкт-Петербурге перемещается по маятниковому принципу, когда с утра люди едут из спальных районов на работу в центр, а вечером возвращаются обратно. Чем меньше перемещений в городе, тем меньше потребляется энергии. Увеличение плотности способно улучшить как экологическую, так и экономическую ситуации в городе.

Для снижения мобильности и потребления энергии нужно таким образом планировать города, чтобы их районы имели смешанную застройку. Тогда экономические функции, которых в районе должно быть не менее 40% от всей застройки, будут гармонично сочетаться с жильем, социальными пространствами.

Все расстояния должны быть пешеходными, чтобы до работы можно было дойти, а не доехать. Если «Москва-Сити» или «Лахта центр» соответствуют этим требованиям, то они соответствуют и логике развития города, о которой говорится в Глобальном докладе.

- Какой должна быть плотность населения в городах?

- В среднем города будущего необходимо планировать с расчетом плотности населения 15 тыс. человек на квадратный километр. Это то условие, при котором городам будет по силам себя содержать. Если плотность меньше, то это приводит к тому, что в отдельных районах нет необходимых услуг из-за того, что никто не готов платить за их создание. Если наличие таких услуг обязательно, то государству приходится за них платить, а это означает дополнительную нагрузку на бюджет.

- Часто в мировой практике развитие городов наталкивается на проблему сохранения исторической части. Как на ваш взгляд можно ее преодолеть и возможна ли вообще совокупность «старого» и «нового»?

- Никаких общих правил нет, и каждый случай нужно изучать отдельно. Нужно смотреть на функциональность улиц, изучать пропускную способность системы общественного транспорта. У каждого города всегда есть свои особенности. Но в общих чертах наличие исторического центра города - это актив, который нужно использовать. Конечно, для правильного использования исторического центра необходимы некоторые инвестиции в улучшение функциональной структуры, ремонт и реконструкцию.

Такие примеры есть в Париже, где под Лувром сделали подземный вход в музей. В исторической части устраивают пешеходные улицы, например, Тайм-сквер на Манхэттене. Появляются новые тенденции и новые подходы устройства пространства исторических центров с тем, чтобы получать от них пользу. Хороший пример Шанхай, где старую часть города сделали классическим музеем. При этом была сохранена историческая часть и произошло развитие этой части города, куда потекли новые инвестиции.

- Насколько актуальна для российских городов проблема развития бывших промышленных территорий, находящихся между историческим центром и спальными районами?

- Это очень интересная и позитивная тенденция. Вместо того, чтобы город расширялся, можно найти места ближе к центру города и использовать их в новых целях. При этом необходимо правильное распределение функций для новых районов, в которых должны быть и работа и жилье.

Хороший пример - Лондон, где старые производственные районы и доки переоборудуются под новые виды экономической деятельности. Необходимо также не забывать о плотности застройки. Без этих условий ничего хорошего не получится.