Пенсионный советник

«Новые окраины» разгрузят исторические центры

Денис Зеликсон 09.09.2011, 20:21
__is_photorep_included3762109: 1

Создание деловых районов вне пределов центра российских мегаполисов решит не только транспортные проблемы, но и повысит качество жизни горожан. Об этом вчера сообщил исполнительный директор ЗАО ОДЦ «Охта» (реализует проект строительства «Лахта-центра») Александр Бобков на конгрессе «Трансформация городов», проходившем в Санкт-Петербурге в рамках V Международного инвестиционного форума по недвижимости PROEstate. Эксперты уверены, что модель развития города с созданием нескольких центров притяжения на сегодняшний день является безальтернативной.

Будущее – на периферии


Бороться с общими для всех мегаполисов мира проблемами можно путем трансформации промышленных зон для постройки новых объектов. В европейских городах промзоны занимают от 10 до 15% их общей площади, в Санкт-Петербурге этот показатель достигает 40%. Переработка таких участков зачастую - дело довольно затратное, поскольку нередко площадки приходится освобождать от токсичных отходов. Все это ведет к тому, что окупаемость девелоперских проектов на бывших заводах и складах достигает 8 лет и выше. При реализации подобных проектов крайне важно слаженное взаимодействие в рамках государственно-частного партнерства, когда городские власти дают не только ясные сигналы для бизнеса, но и фактические стимулы в виде налоговых льгот, отмечают эксперты.

«Именно по такому пути пошли такие города как Бильбао и Ливерпуль, когда из промышленных центров с большим количеством промзон мегаполисы начали развиваться в сторону предоставления услуг», - рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» вице-мэр Хельсинки Ханну Пенттила. По его словам, переработка бывших промзон наиболее эффективна с точки зрения городского развития.

Решение транспортных проблем участники конгресса видят в развитии скоростного общественного транспорта и строительстве новых развязок. По самым скромным подсчетам, автопарк в северной столице вырастет к концу 2011 года до 1,7 млн. автомобилей. Прийти на смену личным авто скоростные трамваи и водный пассажирский транспорт могут благодаря созданию деловых зон на удалении от центра города. Именно в кластерном типе эксперты видят дальнейшую возможность развития мегаполисов.

Президент Национальной академии дизайна Вячеслав Глазычев считает, что процесс застройки исторического центра долгое время затягивал удавку на шее развития крупных городов. «Вариантов развития города всего два: либо мегаполис имеет один центр, либо несколько. Один центр слишком велик и создает чрезмерную концентрацию рабочих мест в одной точке», - отмечает он. По словам г-на Глазычева, альтернатива есть только в создании нескольких центров, однако на их постройку может попросту не хватить ресурсов. «В таком случае может появиться нездоровая конкуренция между отдельными кластерами, поскольку Россия не имеет пока опыта договорной агломерации», - опасается эксперт.

Партнер MVRDV Натали де Фриз уверена: создание полицентрической модели развития города со временем может трансформировать деловые районы в полноценные города-спутники. «Совокупность городов-спутников и исторического центра будет играть определяющую роль для привлечения инвестиций в тот или иной мегаполис и создаст между ними конкуренцию. При наличии такой сети Москва и Санкт-Петербург смогут свободно конкурировать за привлечение к себе бизнеса», - говорит г-жа де Фриз.

К слову, концепцию нескольких центров уже успешно реализуют Лондон и Париж, столкнувшиеся со схожими проблемами несколько лет назад. Так, Лондон пошел по пути создания нескольких кластеров в разных районах - таких как Canary Wharf и Paddington. Париж, создав только один район - ДеФанс, через некоторое время передумал, столкнувшись с рядом новых проблем, в результате чего власти сегодня разрабатывают концепцию создания сети мини-ДеФансов в разных районах города.

Северная сеть


Исторический центр Москвы или Санкт-Петербурга сам по себе всегда был привлекателен не только для туристов, но и для бизнеса. Крупные компании, обладающие большими финансовыми ресурсами, выдавливали из него всех остальных, плотно «начиняя» исторические здания офисами. В итоге две столицы получили транспортные проблемы, ухудшение городской экологии и снижение качества жизни в обеих столицах.

В Москве попытались решить проблему, отведя место под «Москва-сити», но из-за ряда непродуманных решений этот бизнес-квартал сегодня стал обузой для города. В Санкт-Петербурге запущены сразу несколько проектов создания кластеров – «Лахта-центр» на северо-западе, Пулково, «Морской фасад», «Балтийская жемчужина» - на юге. «Безусловно, кластеры будут соединены между собой всей необходимой транспортной инфраструктурой, чтобы жители новых центров смогли считать себя полноценными петербуржцами», - отмечает Александр Бобков. По его мнению, ключевой задачей на стадии планирования кластерной модели развития мегаполиса должна быть продуманная организация связей между новыми районами.

Теоретик архитектуры Барт Голдхорн полагает, что полицентричное развитие Санкт-Петербурга полностью соответствует концепции «город-квартал». «Она помогает избежать строительства однотипных домов, которые ухудшают инфраструктуру города, делая его тесным и неуютным.

Каждый дом долен быть уникален, а вот кварталы во многом должны соответствовать неким стандартам, тогда и строительство будет обходиться дешевле», - уверен г-н Голдхорн.

«Перенос деловой активности из центра к периферии в совокупности с квартальной застройкой являются необходимыми условиями для решения наболевших проблем в Санкт-Петербурге», - соглашается с коллегой генеральный директор «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик.

Что решат в Лахте


Пилотным проектом, по которому можно будет судить о всех плюсах кластерного типа развития Санкт-Петербурга, обещает стать общественно-деловой район «Лахта-центр». Александр Бобков подчеркивает: его возведение не решит всех проблем северной столицы, но даст возможность оценить преимущества подобных кластеров. «Это все же проект районного масштаба - общий пасажиропоток не превысит 7500-8000 человек в день, - отмечает он, - но его реализация крайне важна для будущего Санкт-Петербурга». Главными задачами проекта, по его словам, являются: сохранение исторического центра города, развитие туризма и деловой активности, повышение уровня жизни петербуржцев.

Транспортный вопрос – один из главных «бичей» для города. Его решение, даже на локальном уровне, позволит хоть немного облегчить жизнь петербуржцев.

Еще до начала строительства «Лахта-центра» уже проработаны вопросы о строительстве развязок и магистралей на подходах к комплексу, ведутся переговоры о размещении железнодорожной станции в створе фасада со стороны Лахты, готова даже схема размещения автобусных и трамвайных остановок. «Если ко времени завершения строительства района город сумеет развить скоростной трамвай до делового центра, то мы с радостью будем использовать и этот вид транспорта», - говорит г-н
Бобков.

Экология – еще один важный вопрос для города на Неве. В рейтинге самых чистых городов мира Mercer's (данные 2010 года) Санкт-Петербург занимает 201-е место из 220 возможных. Ниже – Москва (203-я строчка), а также самые неустроенные с точки зрения экологии Баку и Мехико. Энергосбережение и экологичность – еще два «кита», которые должны лечь в основу проектов новых районов города.

«При строительстве «Лахта-центра» мы не собираемся использовать не опробованные ранее технологии, но они будут лучшими на сегодняшний день как с точки зрения энергосбережения, так с точки зрения экологичности», - заверяет топ-менеджер «Охты».
Одной из таких новаций станет широкое (благодаря большим площадям остекления) использование энергии солнца и перераспределение этого тепла по всему комплексу. По расчетам проектировщиков, благодаря этому 470-метровое основное здание «Лахта-центра» будет потреблять меньше энергии, чем среднестатистическое здание в Санкт-Петербурге.