Пенсионный советник

Деньги взяли, а с жильем обманули

Представители инициативной группы ММ ЖСК САО: Светлана Магазина, Наталья Борисова 08.04.2011, 12:25

«Социальные» жилищные программы в Москве не сильно отличаются от строительных пирамид, породивших тысячи обманутых дольщиков. Конечно, при благоприятных условиях, что-то перепадало участвовавшим в них москвичам, но если вдруг при реализации очередного проекта возникали трудности (спровоцированные, чаще всего, самими чиновниками), то от него в мэрии сразу открещивались, а понесенные гражданами убытки объявляли коммерческими рисками.

Нам не повезло: когда мы вступали в программу «Молодой семье - доступное жилье», она была социальной, сейчас, после ее провала, нам доказывают, что мы участвовали в коммерческом проекте, и город нам ничего не должен. Итак, по порядку.

В 2003 году по инициативе префектуры САО с целью выполнения программы «Молодой семье – доступное жилье» был создан некоммерческий межрайонный молодежный Жилищно-строительный кооператив, для молодых семей II и III категорий (не являющихся очередниками – ред.), на что имелось соответствующее постановление правительства города.

Основная цель ММ ЖСК – строительство жилья без привлечения бюджетных средств, при этом предполагалось, что стоимость квадратного метра для молодой семьи, вступившей в ЖСК, равняется себестоимости строительства. Идея, в общем-то, хорошая и благая. А вот как она реализовывалась на практике.

Сначала кооперативу выделили строительные площадки по ул. Керамический проезд, вл. 77/1 и Дубнинская ул., вл. 46/1, возложив функции инвестора по разработке проекта на ЖСК (Распоряжения правительства Москвы от 19.08.2005 г. №1600-РП). Участки находились в 50 метрах от железной дороги и в 500 метрах от сортировочной станции «Бескудниково». Кроме того, строительные адреса попадали в обширную зону с зелеными насаждениями и непосредственную близость с другими жилыми домами, то есть уже попадали под понятие «точечной застройки».

В итоге так и вышло: сначала строительство не начиналось из-за «принципиальности» природоохранного департамента, а позже и вовсе было отменено из-за признания проекта «точечной застройкой», несмотря на то, что он был сокращен в 2,5 раза.

«Зачем и почему чиновники выделили кооперативу заведомо неисполнимые строительные площадки, стало понятно значительно позже.

А тогда в течение последующих двух лет в мэрии активно предлагали для кооператива новые адреса, которые, как оказывалось, либо находились в федеральной собственности, либо планировались под строительство жилых домов для переселенцев. То есть нам опять подбирали заведомо неисполнимые участки!

А вскоре были приняты изменения в Земельном Кодекс РФ, запрещающие предоставлять участки на бесконкурсной основе, и социальный проект был вообще «заморожен». При этом, с момента создания кооператива и по 2009 год включительно его участники добросовестно выплачивали паи (часть семей успела за это время выплатить полную стоимость квартир, указанных в договорах, и еще в 2007 году должна была въехать в свои квартиры).

Вспомнили о нас в августе 2009 года. Тогда правительство Москвы выпустило распоряжение №1827-РП «О признании утратившим силу распоряжения правительства Москвы от 19.08.2005 г. №1600-РП». Вот так все просто: сначала одним распоряжением связывают сотни людей, отнимают у них время и деньги, которые можно было бы направить на решение жилищной проблемы другим путем. А спустя 6 лет другим распоряжением отменяют первое, и все: никто никому ничего не должен. Поначалу, мы еще надеялись, что это недоразумение, в мэрии разберутся, и нам хотя бы вернут вложенные деньги.

Однако, еще через год нам заявили, что мы участвовали в собственном коммерческом проекте, и получение компенсации понесенных затрат, как и определение ее размера и порядка возможно только через суд.

Чиновники – инициаторы программы – отказываются признавать, что молодые семьи кооператива вступали именно в социальную программу, и были заинтересованы исключительно в квартирах, а не в извлечение прибыли. А также, что ММ ЖСК – некоммерческий кооператив, который не сможет конкурировать на аукционе с другими застройщиками.

При том, что кооператив изначально выступал как инвестор (Распоряжение от 2005 года возлагает на него именно функцию инвестора по проектированию домов), теперь в мэрии его настойчиво называют «застройщиком», и на этом основании заявляют, что кооператив необоснованно готовил предпроектную и проектную документацию.

То есть, практически принудив кооператив к заключению договоров на квартиры при отсутствии инвестиционного контракта с городом, сейчас мэрия пытается снять с себя ответственность, и на основании отсутствия такого контракта отказывает нам в компенсации потерь.

И так поступает не вороватая строительная пирамида, а правительство Москвы!

Прекрасно понимая, что значит судиться с правительством Москвы, кооператив все же подал в ноябре 2010 года исковое заявление в Арбитражный суд города. Предварительное слушание дела состоялось 28 декабря. Рассмотрение по существу несколько раз переносилось. Очередное заседание, намеченное на 30 марта, также не состоялось и его перенесли на 15 апреля.

Кстати, с недавнего времени, нам стало известно, что по первоначально выделенным ММ ЖСК строительным адресам (Керамический проезд, вл.77/1 и Дубнинская ул. вл.46/1) до 2003 года некая коммерческая фирма пыталась построить дом, но проект был запрещен по тем же причинам.

Выходит, что префектура САО просто «впарила» кооперативу несостоятельный строительный проект, дабы вернуть вложенные деньги.

Пока эта информация официально не подтверждена, но сейчас мы будем добиваться проведения прокурорской проверки и обращаться в суд уже с этими материалами. Остается лишь добавить, что из полученной недавно информации из прокуратуры города выяснилось, что правительство Москвы, издавая распоряжения касающиеся ММ ЖСК, неоднократно нарушало требования законодательства, в связи с чем первому заммэра Ресину даже было внесено прокурорское представление.

«Газета.Ru» обратилась за комментариями в администрацию ЖСК САО г. Москвы, а также в департамент жилищной политики и жилищного фонда города.

Председатель ММ ЖСК Геннадий Сушков сообщил следующее: «ММ ЖСК САО г. Москвы вел проектирование жилых домов для участников программы «Молодой семье – доступное жилье» по инициативе и под жестким контролем правительства Москвы. Между префектурой САО, департаментом жилищной политики и жилищного фонда и ММ ЖСК было заключено трехстороннее соглашение, по условиям которого все кандидаты на вступление в кооператив проверялись префектурой на предмет соответствия критериям программы.

Распоряжение правительства Москвы от 19.08.2009 г. №1827-РП «О признании утратившим силу распоряжения правительства Москвы от 19.08.2005 г. №1600-РП», предусматривало компенсацию затрат, понесенных при осуществлении проекта. Однако, через год, летом 2010 г., Департамент экономической политики и развития города, ответственный за подготовку итогового заключения о компенсации, письменно заявил, что ММ ЖСК САО г.Москвы может получить компенсацию только на основании судебного решения.

В настоящее время в производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело по иску ММ ЖСК САО к правительству Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы о взыскании убытков. При этом правительство Москвы, которое само инициировало вопрос компенсации понесенных ММ ЖСК затрат, сейчас возражает против его исковых требований. То есть кооперативу явно пытаются отказать даже в компенсации.

При этом, прокуратурой г. Москвы в декабре 2010 года была произведена проверка, установившая, что ММ ЖСК распоряжение правительства Москвы №1600 от 19.08.2005 года в части выполнения функций инвестора исполнил, а в действиях правительства Москвы и его органов в ходе реализации проекта были установлены существенные нарушения законодательства, повлекшие срыв социального инвестиционного проекта, который реализовывался за счет средств пайщиков, чьи права до сего времени не восстановлены».

По мнению начальника управления жилищной политики департамента жилищной политики и жилищного фонда Евгения Евстигнеева, никаких обязательств у города перед пайщиками ММ ЖСК САО нет, и поэтому ни о каких внесудебных предложениях от департамента речь не идет. «У людей есть некие фантазии, и они их так реализуют».

«Инвестиционный контракт на строительство домов между кооперативом и правительством Москвы не заключался и, следовательно, к категории «обманутых дольщиков» члены кооператива отнесены быть не могут.

Так как члены кооператива не являются очередниками, права на обеспечение их жильем по договорам социального найма либо в рамках городских жилищных программ у правительства Москвы не имеется», — говорится в официальном пресс-релизе департамента «О ситуации с Межрайонным молодежным жилищно-строительным кооперативом Северного административного округа г. Москвы».

«Правомерность или неправомерность» действий правительства Москвы, а также размер компенсации понесенных кооперативом затрат должны быть установлены в судебном порядке, считает и заместитель мэра Москвы Андрей Шаронов.

Как говорится в письме за подписью заммэра, полученном пайщиками 18 марта: «Департаментом дорожно-мостового и инженерного строительства дано заключение: «представленные затраты, понесенные ММ ЖСК САО в ходе реализации инвестиционного проекта… Контрольно-ревизионным управлением не могут быть приняты к подтверждению в составе обоснованных фактических затрат».

Согласно действующему законодательству, перечисление денежных средств из бюджета Москвы в качестве компенсации понесенных затрат может быть осуществлено исключительно на основании соответствующего решения судебных инстанций».