Электробусы выкатывают в столицу

Столичные власти готовы поддержать массовое производство экологически чистого автотранспорта

Варвара Петренко 14.09.2010, 20:54
ИТАР-ТАСС

Московские власти готовы поддержать массовое производство экологически чистого автотранспорта. Правительство города пообещало разработчикам опытных образцов щедрый госзаказ — электромобили будут работать в коммунальном хозяйстве, доставлять почту и перевозить пассажиров. По мнению экспертов, реализовать проект без поддержки на федеральном уровне практически невозможно.

На заседании столичного правительства во вторник было решено продолжить финансирование научно-технической программы создания экологически чистого транспорта в Москве и перейти к разработке следующей — по производству автомобилей с экологическими энергоустановками.

По словам руководителя департамента науки и промышленной политики Евгения Пантелеева, проведенные в рамках программы исследования показали, что технически задача создания экологически чистого транспорта реализуема, а опытные образцы автомобилей на электрической тяге уже сейчас можно встретить в Царицыно, Лужниках, на ВВЦ и Воробьевых горох. В перспективе их можно будет использовать в городском хозяйстве и на маршрутах общественного транспорта — хорошо зарекомендовавшие себя опытные образцы планируется запустить в серийное производство на столичных заводах, решили в столичном правительстве. Возглавить эту работу столичный мэр Юрий Лужков уже предложил Тушинскому машиностроительному заводу.

За три года действия программы были созданы образцы электропривода, бортового источника питания и самого «легкого электронакопительного транспортного средства на основе мотор-колеса». Разработаны и основные технические решения для городских автобусов на 14 и 30 мест. По словам руководителя научно-технической программы, генерального директора ОАО «Корпорация «Компомаш» Анатолия Долголаптева, пилотными образцами уже заинтересовались военные. Есть запрос на инновационную российскую технику и от большого немецкого аэропорта.

Кроме того, разработчики определились с перечнем инфраструктуры, необходимой для функционирования электрокаров, и основными требованиями к ним.

По словам Долголаптева, сегодня в столице существует избыток электроэнергии, которого бы хватило для эксплуатации 500 тыс. электромобилей. И с их появлением потери регионального ВВП могли бы снизиться на 50 млрд рублей. Заменив все свои автобусы на электробусы, Москва получит не только экологический, но и экономический эффект, считает ученый.

Программа массового производства экологически чистого автотранспорта будет разработана департаментом науки и промышленной политики в первом полугодии 2011 года. Стоимость программы пока не известна. А на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до появления этой программы департамент просит 400 млн рублей.

По словам Пантелеева, производство транспорта нового типа на первых порах обойдется на 20—40% дороже, чем обычного. Однако, если будет создана хорошая система сервиса, можно будет сэкономить на его обслуживании.

Юрий Лужков также убежден в том, что пора переходить к промышленному производству автомобилей на электрической тяге для городских нужд. «Для нас является приоритетным использование такого вида транспорта — мы в городе имеем большое количество транспортных предприятий, которые работают, не выезжая из города, по локальным дистанциям», — сказал он.

Между тем в свете начавшейся против Лужкова информационной войны у журналистов возникли вопросы о том, что ждет дорогостоящий долгосрочный проект после возможной смены руководства города. По словам Пантелеева, пока на работу его департамента информкампания против мэра никак не повлияла. Что касается судьбы программы по производству электромобилей, то на этот счет, по мнению чиновника, волноваться не стоит. «В разные периоды времени разные политики поддерживали перспективные идеи, а реализовывали их затем другие люди, — рассказал Пантелеев «Газете.Ru». — Например, сейчас в России воплощаются в жизнь некоторые полезные сельскохозяйственные идеи 50-х годов. То, что мы сейчас делаем, мы делаем не для себя, а для Москвы. И я не думаю, что это все будет заброшено».

Впрочем, по словам руководителя департамента природопользования Леонида Бочина, Россия пока не готова к сертификации таких видов транспорта.

«Я это говорю после трех лет попыток легализации таких транспортных средств, — заявил Бочин на заседании правительства города. — Получив электромобили, мы не можем поставить их на учет. А те электробусы, которые есть в наших парках, не имеют права ездить по улицам и могут регистрироваться только как аттракционы».

Генеральный директор ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» д. т. н. Дмитрий Рототаев напомнил о недавней попытке столичных властей заменить стандартное топливо на диметиловый эфир. «Это могло бы на 50% уменьшить нагрузку на экологию города, — считает эксперт. — Однако не принесло ничего, кроме омертвленного груза больших дорогостоящих исследований. Причем сработали не технические механизмы, а запретительные меры».

Кроме того, считает Рототаев, нельзя впадать в эйфорию и массово выпускать в город опытные образцы электромобилей — нужны большие исследования, как на стендах, так и на полигоне, всех подсистем таких автомобилей.

Тяжело реализуемыми считает планы московских властей и эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Эксперт отметил четыре группы проблем, решить которые на региональном уровне будет крайне сложно.

Во-первых, это заправки, точнее, их отсутствие. К тому же в Москве остаются большие проблемы с пиковыми нагрузками по электроэнергии, и непонятно, как сеть будет с ними справляться. Вторая группа проблем касается дорожной инфраструктуры. В городе нет выделенных полос для электротранспорта, и сейчас общественный транспорт движется в общем потоке, испытывая большие трудности. Кроме того, по мнению эксперта, запускать производственные мощности только для нужд города крайне невыгодно. Затраты окупятся только при больших объемах производства. Но тогда встанет проблема сбыта — в России рынка электрокаров нет. И, наконец, четвертая проблема касается отсутствия нормативно-правовой базы, необходимой для запуска этого проекта.

Но, даже если бы всех этих проблем не существовало, остаются автопроизводители и топливные компании, которые будут сопротивляться развитию электромобильного транспорта. «В свое время крупные компании добились уничтожения трамвайных линий во многих городах страны, — напомнил эксперт. — Очевидно, что появление конкурентов никому не выгодно. Автопроизводителям будет сложно перейти на электромобили. Не нужны они и топливным компаниям. Поэтому инициатива не получит крупного распространения, пока не будет заявлена как стратегический проект на федеральном уровне».