Из-под Москвы земля уходит

Москву ожидает бум коммерческого строительства на участках федерального подчинения

Варвара Петренко 29.06.2010, 20:14
ИТАР-ТАСС

В ближайшие годы москвичи получат «подарок» в виде полумиллиона квадратных метров коммерческого жилья. На рынок выводятся земельные участки федерального подчинения – всего, по разным оценкам, от 10 до 20% территории столицы. Право решать проблемы инженерной и социальной инфраструктуры на «освоенных территориях» предоставляется городскому бюджету.

Москву ожидает новый бум коммерческого строительства. Как стало известно во вторник на заседании правительства Москвы, посвященном сотрудничеству столичной мэрии с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (РЖС), на рынок выводятся земельные участки, являющиеся федеральной собственностью.

Как сообщил гендиректор РЖС Александр Браверман, уже в ближайшее время на территории столицы будет введено в хозяйственный оборот десять земельных участков площадью 60 га. В феврале состоялись четыре земельных аукциона (один в Зеленограде и три в Северо-Западном округе столицы), которые прошли «с разумным превышением по цене». 24 июня был проведен крупнейший конкурс на территории Москвы: земельный участок площадью 12,8 га в мкр «Загорье» позволяет построить до 210 тыс. кв. метров жилья.

По мнению гендиректора РЖС, совместная деятельность фонда и столичных властей позволит снизить цены на столичное жилье и даст «ощутимые результаты для москвичей».

При этом «основная задача фонда – сделать маржу для застройщиков жилья побуждающей к строительству максимально больших объемов жилья». А одним из механизмов, который может послужить для эффективного снижения его стоимости, может стать регулирование на участках фонда параметров плотности и этажности застройки. Кроме того, застройщикам, работающим в сегменте экономкласса, фонд гарантирует выкуп 25% возведенного объема.

Всего на земельных участках федерального подчинения, планируемых к вводу в хозоборот, по оценке первого заместителя руководителя департамента городского строительства Владимира Хайкина, можно построить около полумиллиона квадратных метров жилья. Еще по 21 участку сейчас продолжается сбор документов, в отношении 44 принято решение о невозможности их использования под жилую застройку.

Но это только начало. По словам чиновника, в Москве есть порядка 5 тыс. земельных участков, потенциально пригодных для совместной проработки с фондом.

«Ранее значительные сложности вызывал тот факт, что до 20% земли на территории Москвы являются землей федеральной, что создавало множество спорных моментов в работе правительства Москвы по использованию этой территории. Появление фонда РЖС – это новый шаг в освоении федеральных земель», — отметил Хайкин.

Сам город на «освоенных федеральных землях» получает право строить социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру. А также отселять жителей, попадающих в зону реконструкции кварталов.

Между тем проблемы с федералами начались на первых же проданных ими участках.

В качестве примера первый замруководителя департамента экономической политики и развития города Алексей Пешков привел аукцион по участку в Тушино. По его словам, на микрорайон, треть которого занимают федеральные нежилые объекты, уже имелся проект планировки. И именно этот участок планировался в качестве стартовой площадки, которая помогла бы «распаковать» микрорайон и начать его реконструкцию. Но в итоге был проведен аукцион только на эту часть. И судьба всего микрорайона теперь под вопросом.

По мнению Пешкова, при анализе участков следовало бы руководствоваться интересами развития микрорайона и объединять расположенные рядом и предназначенные под застройку федеральные и городские земли. Правда, признался чиновник, «простой доброй воли» фонда для решения этого вопроса недостаточно и, скорее всего, потребуются изменения регламентирующего его деятельность федерального закона.

По мнению депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, необходимо менять законодательство и в части финансирования строительства инфраструктуры. «Прорабатывается 5 тыс. участков, и даже учитывая, что не все они пойдут в дело, это – огромные территории, на которых надо планировать инженерную и социальную инфраструктуру, места приложения труда, культурные и природные объекты, надо увязывать все это с возможностями города. Мы должны вынести на федеральный уровень вопрос о финансировании хотя бы социальных объектов», — считает депутат.

Пока же на вопрос журналистов о выгоде, которую получает Москва от деятельности фонда РЖС, Хайкин ответил, что она «имеет счастье» втроем с фондом и инвестором решать проблемы инфраструктуры.

Впрочем, Юрий Лужков нашел в этой деятельности еще один плюс: по его мнению, теперь под строительство жилья для государственных нужд должна будет использоваться введенная в хозоборот федеральная земля, а «московский потенциал» останется для решения проблем москвичей. «В наш адрес всегда было большое количество обращений федеральных органов по предоставлению земли. И теперь мы можем им говорить – используйте земли РЖС, — заявил мэр. — Надо вам строить для министерства внутренних дел, других госструктур – у вас есть свой фонд. И не надо мощнейшего давления на нас по выделению земли, да еще в таких эксклюзивных условиях (минуя конкурсные процедуры)».

По мнению директора международного департамента комитета по борьбе с коррупцией, д. э. н. Ирины Рукиной, введение в хозоборот федеральных земель действительно «даст ощутимый результат» для москвичей. Новое коммерческое жилье еще более усилит нагрузку на экологию, транспорт и социальные объекты, а стоимость жилья все равно останется запредельной для подавляющего большинства горожан.

Кроме того, обустраиваться новые районы будут за счет городских налогоплательщиков.

«Только инженерная инфраструктура составляет 26% от стоимости строительства жилья, это огромные деньги. И это не вопрос застройщика, а повинность московского бюджета, — рассказала Рукина «Газете.Ru». — Годы бурного строительства жилья уже создали серьезную нагрузку на инфраструктуру: застройщики «сажали» новые дома на старые сети, в лучшем случае произведя ремонт. Недостаточно занимался этим вопросом и город. В итоге на сегодняшний день из 65 тыс. км труб, пронизывающих Москву, реально модернизировано только 10 тыс. км». По мнению Рукиной, сейчас перед Москвой остро стоит задача модернизации инженерии, но никаких субвенций из федерального бюджета Москва не получит – в стране полно регионов с дотационным бюджетом и 100-процентным износом коммуникаций.