Генплан обернется человеческим лицом

В ближайшие три месяца москвичи смогут поучаствовать в обсуждении «Норм и правил градостроительного проектирования в Москве»

Варвара Петренко 15.06.2010, 19:25
ИТАР-ТАСС

В ближайшие три месяца москвичи смогут поучаствовать в обсуждении «Норм и правил градостроительного проектирования в Москве», уточняющих вступивший в силу генплан. По мнению авторов документа, в нем «раскрывается человеческая сущность генплана» — «гарантия прав и свобод человека в Москве». Критики законопроекта не нашли в нем даже нормативов обеспеченности населения социальной инфраструктурой.

Столичные власти разрабатывают документы, уточняющие вступивший с 15 июня 2010 года в законную силу генплан. Во вторник правительство города обсудило проект закона «О нормах и правилах градостроительного проектирования в Москве», устанавливающего стандарты качества и комфорта городской среды. Как объяснил главный архитектор города Александр Кузьмин, применение «Норм и правил» обеспечит соответствие градостроительных проектов установленным генпланом параметрам транспортного обслуживания и инженерного обеспечения, доступности для населения объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также комплексности застройки, озеленения и обустройства жилых и общественных территорий.

«Нормы и правила» не станут заменой привычных СНиПов (строительных норм и правил, по аналогии с которыми разрабатываются федеральные технические регламенты), отметил Кузьмин. Цель документа — социальный комфорт городской среды и эффективное использование территории. Основной упор в документе сделан на доступность для населения социально значимых объектов.

Так, в пешеходной доступности (от 100 до 500 м) от жилых домов должны находиться детские сады, школы, спортплощадки, остановки общественного транспорта, продуктовые магазины и аптеки. До места парковки личного автотранспорта москвич должен проходить не более 1,2 км, а до ближайшего дерева (озелененной территории) не более 300 м.

В пределах транспортной доступности (до 15 минут) законопроект гарантирует горожанам поликлинику, метро, ФОК, банк, РЭУ, загс и учреждения, оказывающие ритуальные услуги.

За полчаса на общественном транспорте москвичи, попадающие под действие новых правил, должны добраться из любой точки города до ближайшей больницы, гимназии, техникума, отделов пенсионного фонда и службы занятости. А ехать до крупного парка горожанам должно быть не больше часа.

Что касается «создания комфортной среды в жилых группах», то, согласно законопроекту, зеленые насаждения там должны составлять не менее 4,6 кв. м на человека, расстояние от дома до мусорного контейнера не должно превышать 100 метров, а объекты общественно-делового назначения могут заниматься лишь обслуживанием населения. «Комфортная среда» в пределах микрорайона уже допускает «ограниченное размещение объектов общественно-делового и производственного назначения».

По словам Кузьмина, в законопроект вошли «нормативы с человеческим лицом».

Еще выше оценил документ председатель комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Если новый генплан Москвы, по его мнению, это план комфорта, то «Нормы и правила», в которых «раскрывается человеческая сущность генплана», — «гарантия прав и свобод человека в Москве».

«Этот документ — ответ всем тем, кто пытался изобразить генплан как что-то разрушительное для Москвы», — заявил он.

Еще одним ответом тем, кто недоволен генпланом, должна стать экологическая экспертиза «Норм и правил». Городские чиновники решили не повторять ошибки с генпланом (сейчас суд рассматривает иск об отмене закона, принятого в отсутствие экологической экспертизы). «Экспертизу надо провести, так как всегда найдутся те, кто по этому формальному основанию захотят помешать работать правительству Москвы», — заявил Москвин-Тарханов.

Впрочем, у документа нашлось достаточно критиков и в стенах самой мэрии.

Так, руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи не нашел в новом документе норм, связанных с грузовым транспортом, — логистических центров, станций техобслуживания, заправок.

Префект Юрий Алпатов обратил внимание на то, что при расчете плотности и пропускной способности улично-дорожной сети проектировщики использовали нормы 60-х годов прошлого столетия.

При этом в документе не оказалось ни слова о выделенных полосах для спецтранспорта или о полосах для съезда и разгона. Отстают на полвека еще не принятые нормы и по части телекоммуникаций. «Где широкополосные сети доступа — мы что, прокладывать их не будем? — возмущался заммэра Юрий Росляк. — Нужны интегрированные сети, а не как у вас, отдельно кабельное телевидение, отдельно телефон».

Что до обеспеченности разных территорий города зелеными насаждениями, то, как напомнил зампредседателя контрольного комитета Москвы Раис Ахмадеев, в старых нормах эти показатели устанавливались дифференцированно и росли от центра к окраинам. Новые нормы устанавливают единый минимум, позволяя (но вовсе не обязывая) увеличивать его в зависимости от возможностей района.

Но больше всего вопросов вызвало основное ноу-хау документа — замена понятия «обеспеченность» на «доступность».

«Вы четкий математический расчет, сколько какой инфраструктуры должно приходиться на количество жителей, подменили понятием «доступность», — заявил Алпатов. — Это такое эфемерное трактование, под которое подходит что угодно. И при этом никакой конкретики». «Документ содержит огромное количество излишней технической информации, но в нем нет главного показателя нашего отношения к горожанам — обеспеченности социальной инфраструктурой в пересчете на одну тысячу жителей», — согласился Ахмадеев.

«Проект сырой и требует доработки, мы его не согласовываем», — подытожил Ахмадеев. Утвердить проект, забракованный Москонтролем, правительство города не могло, и, приняв документ за основу, его отправили на трехмесячную доработку.

Впрочем, по мнению столичного градоначальника, нет худа без добра, и эти три месяца надо использовать «в информационном плане», разместив основные тезисы законопроекта в открытых источниках информации.

«Мы должны организовать обсуждение закона до его принятия. Это серьезный закон, который является следующим после генплана. Должны приниматься во внимание отклики как специалистов, так и обычных людей», — заявил мэр.

Впрочем, как будут учитываться критика «специалистов и обычных людей», мэр пояснил на примере все того же генплана. «Генплан явился первым документом, который прошел через систему массового обсуждения и оценок, — заявил он. — Она была проведена успешно, и город получил нормальный документ». Все же замечания противников предложенной мэрией редакции генплана градоначальник назвал «не оценками, а политическими инсинуациями».

А вот Кузьмин, похоже, ничего не имеет против очередных «инсинуаций». «Я уже вошел во вкус, и даже как-то скучно», — признался глава Москомархитектуры в ответ на вопрос журналистов, ожидает ли он новую волну протестов, вызванных недовольством «Нормами и правилами». Впрочем, по словам Кузьмина, все противники генплана (которых он, по его признанию, знает поименно) сейчас заняты Кадашами: «Нас не любит совсем мало людей. И наших критиков просто не хватает сразу на два объекта».