Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Химки выслушали лес

В Химках прошли публичные слушания по поводу выделения участков под трассу Москва – Санкт-Петербург

Варвара Петренко 30.04.2010, 14:44
Андрей Махонин/Коммерсантъ

Публичные слушания в Химках по поводу выделения участков под трассу Москва – Санкт-Петербург прошли в лучших традициях подобных мероприятий: войти в здание администрации разрешалось только по паспорту с местной пропиской, а журналистам не позволяли снимать это здание даже снаружи. Тем временем Генпрокуратура занялась проверкой законности перевода земель Химкинского лесопарка в категорию, позволяющую строительство магистрали.

Публичные слушания по поводу выделения участков под трассу Москва – Санкт-Петербург вызвали в Химках ажиотаж. Несмотря на то, что информация о слушаниях появилась всего за несколько дней и проводились они в рабочее время, в четверг у здания городской администрации собралось множество людей. Впрочем, городские власти к этому были готовы: в здание пускали только при предъявлении паспорта с местной пропиской.

Как рассказали участники слушаний, горожанам с московской регистрацией указывали на дверь. Не признавались за документы и удостоверения химкинских пенсионеров. Пропустив в здание около 160 человек, охранники вообще закрыли дверь. Правда, в выделенном для слушаний помещении даже им не хватило места, многие остались стоять в коридоре.

Освещать слушания разрешили только местному муниципальному телеканалу. Как рассказал корреспондент «Грани-ТВ» Дмитрий Зыков, его не только не пустили внутрь по паспорту и журналистскому удостоверению, но и не позволили снимать здание администрации издали. «Начальник охраны администрации в грубой форме потребовал от меня прекратить съемку, хамил, угрожал, — рассказал Зыков. – Милиция, также охранявшая этот сверхсекретный объект, в происходящее не вмешивалась».

На слушаниях планировалось обсудить установление видов разрешенного использования еще нескольких дополнительных участков, выделяемых под трассу.

Участки эти обозначались кадастровыми номерами, и указания на то, что они относятся к Химкинскому лесу, нигде не было. Впрочем, за 5 лет противостояния химчане уже стали специалистами и в законодательстве, и в землеустройстве. «Представитель заказчика строительства (ФГУ «Дороги России») объяснил, что в процессе подготовки землеотвода выяснилось, что некоторые участки не были учтены в кадастре, — рассказал «Газете.Ru» участник слушаний Сергей Агеев. – Поэтому их не обсуждали вместе со всеми остальными. Теперь эти мелкие участки «подгребли», но чтобы их утвердить, надо соблюсти процедуру».

Выступивший первым активист движения «В защиту Химкинского леса» Геннадий Родин заявил, что нет смысла проводить слушания, когда все население Химок возражает против проекта, и в данный момент по поручению президента проводится его проверка. Зал взорвался, один за другим выступавшие говорили, что не допустят строительства, чего бы им этого не стоило. Однако замглавы администрации по строительству Дмитрий Позднеев призвал граждан не увлекаться обсуждением всего проекта, а сосредоточиться на вынесенных на обсуждение участках. Как рассказал Агеев,

под безликими номерами числились участки леса, старинный пруд «Афродита» усадьбы купцов Мамонтовых (на его месте запланирована дорожная развязка) и около 150 дачных участков, много лет назад выделенных заводчанам. Причем, как оказалось, на плане ФГУ «Дороги России» эти дачи вообще не значатся.

«Чем завершились слушания, так никто и не понял, — сказал Агеев. – Финальной точки поставлено не было, людям предложили выразить свое мнение письменно, пообещав приложить их замечания к протоколу».

По мнению лидера движения «В защиту Химкинского леса» Евгении Чириковой, прошедшие слушания незаконны, поскольку население не было оповещено о нем должным образом. «Мы неоднократно обращались к ООО «Северо-Западная концессионная компания» (победителю конкурса на право строительства и эксплуатации автомагистрали Москва–Санкт-Петербург. – «Газета.Ru») с вопросом, когда же будут проведены слушания по трассе, однако четкого ответа так и не было получено, — рассказала она. — Конечно, власти хотели провести слушания в «узком кругу», но сам факт информирования населения о слушаниях по «нацпроекту» за несколько дней – нарушение закона. По таким поводам, как строительство ларька или пельменной, объявления о публичных слушаниях печатаются более чем за месяц до их проведения. А тут – федеральная трасса, скандал вокруг строительства которой не утихает уже который год!».

Между тем скандальным проектом заинтересовалась Генпрокуратура. По данным «Гринпис», проверка законности перевода земель Химкинского лесопарка в категорию, позволяющую строительство магистрали, начата по поручению президента Дмитрия Медведева.

Причем, как рассказала «Газете.Ru» Чирикова, пригласивший ее для беседы прокурор больше всего интересовался материалами суда по иску защитников Химкинского леса о незаконности распоряжения правительства РФ от 5 ноября 2009 года о переводе около 150 га лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта. Первого марта Верховный суд отклонил иск с просьбой отменить распоряжение правительства, а 27 апреля отклонил кассационную жалобу на это решение.

По мнению истцов, распоряжение правительства незаконно, так как существуют официально признанные альтернативные варианты прокладки трассы, более короткие и прямые, правда, не позволяющие застроить дубовый лес «объектами инфраструктуры». (Земли лесфонда можно использовать для строительства объектов федерального значения лишь при отсутствии альтернатив, а даже официальные ответы ведомств гласят, что такие альтернативы есть). Однако суд принял во внимание доводы выступавших по доверенности от правительства представителей Минсельхоза о том, что в качестве «альтернативных» могут признаваться только уже выбранные варианты.

«Это явное искажение закона, — считает один из истцов, координатор Союза общественных экологических организаций России Андрей Маргулев. – Кроме того, мы представили доказательства того, что было оказано давление на Россельхоз – организацию, осуществляющую перевод земель. Это письмо гендиректора ФГУ «Дороги России» Сергея Кельбаха, в котором он просит в связи с важностью и срочностью задачи при принятии решения о переводе земель рассмотреть только один вариант прокладки дороги. Однако судью не заинтересовало это прямое нарушение 172-го федерального закона».

Впрочем, иного решения суд принять и не мог. Накануне было подписано соглашение между ООО «Северо-Западная концессионная компания» и Сбербанком и Внешэкономбанком, взявшими на себя финансирование проекта на проходящем через Химкинский лес участке.

Как заявил на церемонии подписания соглашения глава французской компании Vinci (совладелец «Северо-Западной концессионной компании») Ив-Тибо де Сильги, работы начнутся уже этим летом. Кредитное соглашение заключено на 29,2 млрд рублей, еще 10 млрд рублей будут выделены для размещения облигаций под государственную гарантию. Позже представитель Сбербанка добавил, что по кредиту есть «квазигосударственные обязательства».

Не исключено, что эти обязательства появились после того, как от финансирования отказались европейские банки.

«Первоначально ожидалось, что 600 млн евро будут вложены в Европейским банком реконструкции и развития, однако выяснилось, что проект имеет серьезные проблемы с экологией и законодательством. И, кроме того, сейчас серьезная международная организация проводит его антикоррупционную экспертизу», — рассказала Чирикова. Кроме того, оказалось, что вариант прокладки дороги по лесу – наихудший не только с экологической, но с транспортной точки зрения: он удлиняет и искривляет дорогу, что приводит к кардинальному ухудшению транспортных характеристик трассы. К такому выводу после анализа проекта пришло само ООО «Северо-Западная концессионная компания».