Подземная гипотеза Лужкова

Власти Москвы утвердили детальный план строительства метрополитена

Андрей Ковалевский 22.03.2010, 19:34

Власти Москвы утвердили детальный план строительства метрополитена: после 2012 года метро будут прокладывать в Жулебино, Братеево и Ново-Переделкино. Новые станции вряд ли построят быстро, говорят эксперты.

Власти Москвы утвердили перечень станций и линий столичного метрополитена, проектирование которых будет проводиться в 2010—2011 годах, а строительство начнется после 2012 года. Как сообщили в понедельник источники в городской администрации, соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков.

Планы у московского правительства масштабны. Первые станции, заложенные в 2012 году, должны быть открыты уже через три-четыре года.

«Речь, в частности, идет о строительстве участка длиной около 5 км от станции «Марьина Роща» до станции «Петровско-Разумовская» с тремя станциями и одной пересадкой, участка длиной 3,8 км (от станции «Петровско-Разумовская», станции «Верхние Лихоборы», «Селигерская»)», — цитирует «Интерфакс» собеседника в горадминистрации.

На участке «Деловой центр» — «Ходынское поле» (длина почти 7 км) будет построено шесть станций, две из которых с пересадками, а также две станции с двумя пересадками между станциями «Ходынское поле» и «Нижняя Масловка» (второе название станции «Савеловская»). «После 2012 года столичные власти намерены также приступить к строительству станции «Жулебино», решение о котором было принято еще в 1996 году. Ее соединит со станцией «Выхино» перегон длиной 3,4 км», — сообщил собеседник «Интерфакса».

Кроме того, в планах города строительство участка между станциями «Новокосино» и «Кожухово» (длина 7,6 км, три станции, а также ветка в депо длинной почти 0,5 км). «В перспективе власти намерены приступить к строительству участка между станциями «Третьяковская» и «Волхонка» («Остоженка»), «Волхонка» («Остоженка») и «Деловой центр», «Деловой центр» — «Парк Победы» — «Раменки», «Раменки» — «Боровское шоссе» — Ново-Переделкино», — сообщил источник.

На Замоскворецкой линии после 2012 года начнется строительство станции «Братеево», а на Бутовской — участка между станциями «Улица Старокачаловская» и «Битцевский парк». На действующих линиях московского метро после 2012 года предполагается построить три станции: «Суворовская» (Кольцевая), «Спартак» (Таганско-Краснопресненская), «Технопарк» (Замоскворецкая). На четырех станциях — «Комсомольская», «Парк Победы», «Бауманская» и «Парк культуры» (кольцевая) — предполагается построить вторые выходы с вестибюлями и наклонными ходами.

Одна из главных проблем московского метро в том, что станции находятся друг от друга слишком далеко. «Именно поэтому у нас не работают эффективные европейские схемы: «короткая пешая прогулка до метро — проезд — пешая прогулка до работы» или «машина — перехватывающая стоянка — метро — работа»,

— говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Поэтому строительство новых станций пусть и не в центре, а на периферии может облегчить жизнь москвичам. «Как-то существенно изменить исторически сложившуюся центральную часть метро мы уже не сможем, — говорит эксперт. — А вот отчасти решить проблему растущего пассажиропотока с помощью грамотной логистики и строительства новых станций на периферии можно».

«Но при нынешнем финансировании подземки план не выглядит реальным — скорее, это гипотеза Лужкова, — продолжает Блинкин. —

Такое впечатление, что московское правительство надеется на бурный экономический рост после 2012 года. Но в прогнозах федеральных экономических ведомств мы не находим подтверждения этому».

Ранее долгосрочные планы расширения метро представлял генплан Москвы — согласно им, к 2025 году сеть метрополитена должна увеличиться в два раза — до 650 км. А по принятому еще в 2007 году правительством города постановлению о развитии метрополитена в Москве до 2015 года, на эти цели планировалось потратить 589 млрд рублей, из них 342 млрд — за счет городского бюджета, 247 млрд — федеральные средства. Но в июле 2009 года, когда принимали городской бюджет на 2010 год, расходы на метрополитен урезали почти в два раза. В итоге в 2010 году на развитие метро из бюджета Москвы планируют направить 23 млрд рублей вместо 44,5 млрд.

«Сроки ввода новых станций будут зависеть от того, как ритмично будет финансироваться их строительство, — соглашается аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. —

Главная опасность заключается в том, что оплачивать строительство будет только Москва, а федеральный бюджет будет нерегулярно перечислять свою долю».

Если всё будет нормально с деньгами и федеральный бюджет будет выделять свою часть, то первые станции, строительство которых начнется в 2012 году, могут открыться уже после 2015 года, говорит Баранов.

Но, даже если все пойдет по плану, одним лишь расширением метро транспортную проблему в Москве не решить. «Метро дает наибольший эффект в тесной увязке с развитым и правильно организованным движением наземного транспорта, — говорит Блинкин. — Когда мы расширяем метро, но при этом уничтожаем везде по Москве трамвайные пути, то, что в Европе считается главным транспортным трендом, мы продолжаем двигаться в тупик».