Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Власти подкопаются под цены

Строительным компаниям могут быть компенсированы все расходы, связанные со строительством социальной и инженерной инфраструктуры

Глеб Климентьев, Сюзанна Камара, Игорь Бахарев, Рустем Фаляхов 24.12.2009, 19:06
ИТАР-ТАСС

Стоимость социальной и инженерной инфраструктуры, составляющая чуть ли не половину общих расходов на строительство, власти будут обязаны компенсировать девелоперам. Такой законопроект рассматривается в правительстве. Но, даже если он будет принят, жилье вдвое не подешевеет, предупреждают эксперты.

Строительным компаниям могут быть компенсированы все расходы, связанные со строительством социальной и инженерной инфраструктуры. Соответствующую возможность в настоящее время обсуждает правительство, рассказал президент Российского союза строителей (РСС) Владимир Яковлев. Если законопроект будет принят, строительство жилья будет обходиться девелоперам вдвое дешевле.

Сегодня доля строительно-монтажных работ в себестоимости одного квадратного метра жилья составляет лишь 50%. «Все остальное — это так называемые накладные расходы: техусловия для подключения, стоимость земли, доля муниципалитетов, затраты на социальную и инженерную инфраструктуру. Как раз за счет этих расходов и можно влиять на цену на жилье в стране,

— сказал Яковлев. — Прежде всего речь идет о школах, детсадах, может быть, о подстанциях и дорогах». Компании смогут получить назад свои деньги в течение пяти лет, добавил глава РСС.

«В Москве строительно-монтажные работы – это вообще зачастую меньшая половина себестоимости», — подтверждает руководитель отдела маркетинга ГК «Пионер» Ирина Романова. При этом минимально возможная себестоимость строительства жилья в Москве на сегодняшний день составляет порядка 70 000 рублей за квадратный метр общей площади, добавляет она. В некоторых случаях эта цифра достигает 85 тысяч.

В последние месяцы стоимость строительно-монтажных работ (СМР) только растет, рассказывают девелоперы. «Есть еще накладные и административные расходы компании-застройщика – аренда офисов, зарплата сотрудникам, налоги, затраты на продвижение и рекламу, а также проценты по банковским кредитам, которые сегодня существенно выросли. А ведь любой девелопер, осуществляя свою работу, в конечном итоге планирует получить еще и прибыль, необходимую для роста и развития компании. То есть проект должен быть рентабельным», — говорит Романова.

Вопрос об участии государства в создании инфраструктуры поднимается давно — ведь именно здесь заключен основной ресурс снижения цены жилья для граждан. «Но впервые государство принимает решение разобраться в этой проблеме», — говорит независимый эксперт Андрей Бекетов. Но в таких формулировках, которые озвучил Яковлев, решение принято точно не будет, добавляет эксперт. Расходы при строительстве инфраструктуры могут компенсироваться только при возведении социального жилья, поясняет он. А все, что продается на рынке гражданам, не признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, будет продаваться по рыночной цене, включающей и создание необходимой инфраструктуры. Впрочем,

если инфраструктурой пользуются граждане обеих категорий, то город может поучаствовать в компенсации расходов частично.

В районах смешанной застройки, где застройка происходила как на средства бюджета, так и на средства граждан, стоимость квартир может быть снижена, по оценке эксперта, на 20%.

То, о чем неоднократно говорили российские чиновники, – опустить цену квадратного метра жилья до 30 тыс. рублей — путем принятия данного законопроекта вряд ли получится, сходятся во мнении эксперты. «Как только будет принято положительное решение по данному вопросу, сразу откорректируются тарифы естественных монополий. Ведь если государство или муниципальные власти начнут доплачивать застройщику, то у них появится соблазн переложить все это на плечи граждан – поднять тарифы. Чудес-то не бывает», — говорит председатель комитета защиты прав потребителей при Московской ассоциации риелторов Михаил Гороховский.

«Можно продавать земельные участки под строительство, как обеспеченные так и не обеспеченные инженерными сетями. Но возникает вопрос: а кто будет владеть этими инженерными сетями, инфраструктурой? Те, кто поставляют соответствующие услуги, или они будут на балансе города?» — задаются вопросом глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Если на региональный или муниципальный бюджет, в которых вечно не хватает денег, нагрузить еще и строительство инфрастуктуры на отведенных для строительства жилья участках, то бюджет не выдержит таких нагрузок.

К тому же механизм последующей компенсации расходов строителям может привести к увеличению откатов и прочих коррупционных схем, полагают эксперты. Ведь город начнет платить застройщикам живые деньги, которые будут проходить через руки чиновников. «Последние же будут либо уменьшать, либо увеличивать эти цифры: застройщикам будет достаточно сложно получить средства назад из бюджета», — резюмирует Гороховский.