Пенсионный советник

Капремонт собственников жилья

Капремонтом в Москве будут заниматься собственники жилья

Варвара Петренко 16.12.2009, 17:24
ИТАР-ТАСС

Московские власти перекладывают на горожан обязанности по финансированию капитального ремонта жилых домов. Столичные депутаты не решились отказать мэрии в исключении из закона «Об обеспечении жилищных прав граждан» гарантий бесплатного капремонта в жилом фонде москвичей. Но надеются, что их поправит мэр.

В среду депутаты Мосгордумы приняли в третьем чтении законопроект, позволяющий переложить обязательства по финансированию капитального ремонта домов с городских властей на собственников жилья. Согласно новой версии закона «Об основах жилищной политики», «собственник жилого помещения обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество в порядке и на условиях, установленных на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме» (ст. 75 п. 3). Если же собрание не состоится или жильцы не смогут договориться между собой, будет применяться размер платы, установленный правительством Москвы.

В действующем с 1998 года законе, который утрачивает силу сразу после принятия нового, было установлено обязательство финансирования капремонта в жилом фонде москвичей за счет городского бюджета.

Теперь закрепляющие эти гарантии статьи 84 и 85 исключены. А участие городских властей ограничивается установлением тарифов на коммунальные услуги и размеров платы за пользование, содержание, текущий и капитальный ремонт.

По словам представлявшего документ первого заместителя руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда города Николая Федосеева, статьи, касающиеся содержания и ремонта многоквартирных домов и придомовых территорий, были исключены по требованию городских департаментов экономической политики и развития и капитального ремонта. «Логика заключается в том, что в законах не должно быть повторов, — объяснил Федосеев. – По состоянию на сегодняшний день этот вопрос урегулирован Законом города «О Городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008–2014 годы».

На вопрос лидера фракции КПРФ Андрея Клычкова, каким образом будут ремонтироваться дома после 2014 года, когда закончится действие этой конкретной программы, ответа не нашлось. «Что будет в 2014 году – трудно сказать. В конце концов, Жилищный кодекс позволяет органам власти участвовать в финансировании капремонта. Но включать такое обязательство в закон постоянного действия преждевременно», — заявил Федосеев.

Сходу поддержать столь революционные предложения мэрии не смогли даже единороссы.

Законопроект был внесен мэром еще в апреле 2007 года и прошел первое чтение лишь с условием, что новации будут вводиться не сразу. Больше всего депутатов обеспокоила возможная реакция москвичей. Как говорил тогда в кулуарах председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов, внести документ в таком виде означает вызвать очередную волну митингов возмущенных горожан. Чиновники возражали, что у них нет средств и, если хоть частично не взять их с москвичей, программа капремонта просто провалится. В итоге остановились на том, что вводить в действие статью о капремонте одновременно со всем законом нельзя – нужен переходный период. В декабре 2007 года законопроект был рассмотрен во втором чтении. Но принимать его в целом до выборов в Мосгордуму не решились.

Впрочем, не нравится законопроект депутатам и сейчас. «Мы считаем, что эти вопросы могут быть урегулированы и здесь (в законе «Об основах жилищной политики). И рекомендуем вернуться к ним в ходе работы над заключением мэра с поправками», — заявил Орлов. (Кстати, накануне на заседании профильной комиссии представитель прокуратуры подтвердил, что дублирование обязательств города в двух документах не противоречит федеральному законодательству). «Понятно, что чем меньше обязательств, тем легче работать, — решился на критику исполнительной власти и спикер Мосгордумы Владимир Платонов. –

Если обязательства заложены в законе, то, имея деньги, мы их выделим. Если нет – никто об этом и не вспомнит».

Правда дальше заявлений дело не пошло. «Решайте», — заявил Федосеев, напомнив депутатам, что принять или отклонить документ — их абсолютное право. Депутаты дружно проголосовали «за». Поправки к законопроекту, закрепляющие обязательства Москвы по финансированию капремонта за счет городского бюджета, поданные ранее лидером фракции «Яблоко» в Мосгордуме четвертого созыва Сергеем Митрохиным и отклоненные редактором, даже не заслушивались.

Впрочем окончательно закон еще не принят: исполнительная власть забрала его на доработку – «заключение мэра с поправками». И, изо всех сил стараясь сохранить лицо, Дума рекомендовала учесть в этих поправках обязательства по капремонту.

Напомним, что в запланированную на 2008–2014 годы программу «Ответственным собственникам – отремонтированный дом» из 27,5 тыс. построенных до 1991 года жилых домов вошли 13 787 зданий (чуть более 1,5 тыс., подлежащих полному ремонту, и около 12 тыс. – выборочному). В целом на обновление жилищного фонда в Москве планировалось истратить до 490 млрд рублей из горбюджета. В 2008–2010 годах должно было быть выделено 120 млрд рублей. В 2008 году на ремонт 1728 домовладений из бюджета были направлены запланированные 42 млрд рублей, правда на большинстве объектов плановые сроки работ были сорваны.

А дальше в программу внес коррективы кризис. В текущем году объем средств, выделяемых из бюджета на капремонт, составил 22,9 млрд рублей. И, по данным департамента ЖКХ, на сентябрь в Москве были комплексно отремонтированы 650 домов, еще в 470 домах продолжались строительные работы. А в бюджете 2010 года на программу нашлись уже только 16 млрд рублей. Очевидно, что при таком финансировании плановые показатели программы выдержаны не будут. Но если вошедшие в нее дома теоретически могут быть отремонтированы и после 2014 года, то судьба второй половины построенных до 1991 года зданий совсем уж туманна.

По мнению Митрохина, мэрия «хочет потихоньку свернуть» программу капремонта. По его словам, федеральное законодательство вполне позволяет московским властям не отказываться от взятых на себя обязательств по капремонту старого жилого фонда, просто в мэрии отказываются от такой возможности. «Жилищный кодекс действительно возлагает ответственность за капремонт на собственников, но есть еще закон «О приватизации», сохраняющий за бывшим наймодателем обязанности по непроизведенному капремонту, — считает Митрохин. – Если же основной закон города в жилищной сфере не будет упоминать обязательства города по капитальному ремонту, то действующая программа по капитальному ремонту может быть в любой момент изменена или отменена. В этом случае коммунальные платежи москвичей резко возрастут из-за появления в «платежках» графы «капитальный ремонт», деньги по которой пойдут неизвестно куда».