Пенсионный советник

Антинародный гараж

«Народным гаражом» заинтересовались следователи

Варвара Петренко 11.12.2009, 16:59
ИТАР-ТАСС

«Народным гаражом» заинтересовалось СКП. Следствие заподозрило, что чиновники в 2007 году незаконно распорядились 109 млн рублей, выделенными из городского бюджета на «выявление и анализ обременений земельных участков, предназначенных для строительства гаражей-стоянок».

Следственный комитет при прокуратуре России (СКП) возбудил уголовное дело в отношении бывших первых заместителей руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы (ДГПРиР) Александра Левченко и Константина Королевского. В настоящий момент Левченко занимает должность руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства. А бывший куратор программы «Народный гараж» Королевский с 24 июня 2009 года освобожден от занимаемой должности «в связи с переходом в аппарат правительства РФ в департамент промышленности и инфраструктуры», хотя устно Юрий Лужков заявлял, что заменил куратора программы из-за ее фактического провала.

Чиновники подозреваются в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Цена вопроса — более 109 млн рублей, выделенных в рамках городской целевой программы на экспертизу земель, пригодных для гаражного строительства. В августе 2009 года сотрудники Департамента экономической безопасности МВД провели проверку и обнаружили, что еще в 2007 году были нарушены условия размещения госзаказа и неоправданно завышены расценки на него.

Городская программа предполагала, что подбор и выделение участков под строительство гаражей за счет граждан город берет на себя. Подбирались участки следующим образом: сначала префектуры округов готовили предварительные списки адресов, а затем проводился анализ пригодности их для застройки. Организация, занимающаяся таким анализом, выбиралась по конкурсу. Изначально этот тендер выиграло ЗАО «Управление экспериментальной застройки — Паркинг», одним из учредителей которого, по данным следствия, до 2006 года был Королевский. И в 2006 году между правительством Москвы и «Паркингом» был подписан договор, согласно которому на экспертизу объектов было выделено 13,2 млн рублей (стоимость обследования одного участка, согласно договору, составляла около 96 тыс. рублей).

Контракт был подписан Левченко, а обязанности по координации работ были возложены на Королевского. К первому договору и его выполнению у следователей претензий нет: к 25 декабря 2006 года работы были выполнены в полном объеме.

Однако, по данным следствия, зная о выделении дополнительных бюджетных средств на выполнение программы, Левченко и Королевский продлили срок контракта до декабря 2007 года. При этом стоимость обследования каждого участка возросла до 750 тыс. рублей, а общая стоимость работ увеличена более чем на 109,4 млн рублей.

«Подозреваемые организовали согласование и подписание актов приема выполненных работ по дополнительным соглашениям, предназначенным для строительства гаражей-стоянок, расположенных по различным адресам города Москвы, содержащих заведомо ложные сведения о якобы произведенных заказчиком работах. В результате закрытому акционерному обществу «Управление экспериментальной застройки – Паркинг» были незаконно перечислены бюджетные средства в размере более чем 109 миллионов 400 тысяч рублей», — говорится в сообщении СКП.

Расследование уголовного дела продолжается. Сейчас следователи проверяют информацию о том, что работы по допсоглашениям вообще не проводились либо проводились неизвестно кем и как, так как

субподрядные организации, «были зарегистрированы по утерянным и похищенным паспортам граждан», а деньги из бюджета «переведены на офшорные иностранные фирмы».

По неофициальной информации, подозреваемые уже были допрошены, вину отрицают и утверждают, что о выросших тарифах на экспертизу им стало известно лишь в ходе допроса.

В мэрии ситуацию никак не комментируют. По словам пресс-секретаря департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Елены Ибрагимовой, Левченко со среды болен гриппом, и узнать его отношение к появившейся информации невозможно. Пресс-секретарь стройкомплекса Игорь Каневский весь день был занят.

Между тем даже использованные по назначению казенные миллионы были потрачены впустую: к моменту завершения целевой программы строительства гаражей-стоянок за 2005–2008 годы новый паркинг появился только на одном из 87 участков, включенных в подпрограмму «Народный гараж», еще на трех площадках начались подготовительные работы.

(Всего же префектурами вместе с инициативными группами было подобрано более 140 участков.)

Отчитываясь за столь впечатляющие результаты, Королевский заявлял, что на предлагаемых участках невозможно «применение эффективных проектных решений», зачастую эти участки обременены инженерными коммуникациями или другими объектами, а жители, не имеющие автомобилей, категорически возражают против застройки. По этим причинам стройкомплекс решил в следующей целевой программе гаражного строительства количественные показатели по подпрограмме «Народный гараж» вообще не планировать.

Тогда же Королевский предложил более «перспективное направление», взятое теперь на вооружение его преемниками. Речь идет о строительстве методом «замещения», при котором на месте старых плоскостных гаражей-стоянок возводятся типовые многоэтажных модули на основе металлоконструкций. По оценке Королевского, цена машиноместа в таком паркинге не должна превышать $6 тыс.

Летом 2009 года себестоимость машиноместа в «народном гараже» уже оценивалась чиновниками в 350 тыс. рублей.

При этом какие-либо затраты на экспертизу участков были уже не нужны. Как объяснил новый куратор программы, первый замруководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Виталий Крючков, под новое строительство будут массово «высвобождаться» участки, занятые «плоскостными» автостоянками (от открытых парковок до капитальных ГСК).

В условиях кризиса и отсутствия заказов «Народный гараж» стал чуть ли не основным приоритетом терпящего бедствия стройкомплекса. Поэтому мэрия лоббирует программу с удвоенной силой. В ее рамках уже в 2009 году московское правительство запланировало построить 70 тыс. машиномест в 85 точках столицы. В 2010 году – более 420 комплексов на 142 тыс. машиномест. Как заявлял ранее Левченко «для строительства народных гаражей в 2010 году выбрано 423 участка, с ноября 2009 по февраль 2010 года будем заниматься их юридическим оформлением». А дабы ускорить выполнение программы, в мэрии готовы даже пойти на отказ от предусмотренных федеральным законодательством конкурсных процедур и оформления земельных участков по согласованию со специальным ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения». Что может вызвать новые вопросы у СКП.