Метро в заморозке

Строительство московского метро может быть заморожено

Ирина Резник 18.11.2009, 12:35
ИТАР-ТАСС

Строительство московского метро останавливается из-за отсутствия финансирования. В 2009 году метростроители получили 26 млрд руб. вместо необходимых 40 млрд, в следующем году ситуация будет еще хуже.

Столичный метрополитен замораживает строительство части новых станций и линий метро. Об этом заявил во вторник заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен» Николай Бабушкин на заседании в Мосгордуме, где обсуждался ход реализации «Плана метростроения в городе Москве на 2008–2010 годы».

По его словам, открытие станции «Новокосино» произойдет не раньше чем в 2012 году — на 2 года позже намеченного срока. Сейчас заморожено строительство участка Калининской линии от «Новогиреево» до «Новокосино». «Сначала предполагалось, что этот участок будет введен в эксплуатацию в 2010 году, затем планы были перенесены на 2011 год. Но, по всей вероятности, открытие станции «Новокосино» произойдет в 2012 году», — рассказал Бабушкин.

Кроме того, уже фактически остановлены работы на участке «Марьино» — «Зябликово» Люблинской линии, а также «Марьина Роща» — «Достоевская». Летом строительство станций «Достоевская» и «Марьина Роща» перенесли на следующий год. Не началось запланированное строительство участка «Выхино» — «Жулебино» – надо хотя бы завершить то, что уже начато, считают в руководстве метрополитена.

Причина банальна: при потребности в 40 млрд рублей в год в 2009 году на метростроение было выделено 24 млрд рублей из московского бюджета и 1,9 млрд из федерального.

Некоторое время строительство шло даже с опережением финансирования, но внутренние резервы быстро истощились. «В 2009 году мы вошли с финансированием строительства метрополитена в объеме 39 млрд рублей, в мае нам сократили годовой бюджет до 18,5 млрд рублей, а в сентябре увеличили до 24 млрд рублей. А чтобы сохранять нормальные темпы строительства, необходимо не менее 40 млрд рублей в год», — заявил Бабушкин.

Строительство московского метро началось в 30-е годы прошлого века, в 1935 году была пущена первая ветка (ныне отрезок Сокольнической линии). Даже во время Великой отечественной войны 1941–1945 годов строительство не прекращалось, при этом уже действующие линии метро использовались в качестве бомбоубежищ.

Как объяснил замначальника подземки, сумма в 40 млрд взята не с потолка, а из постановления правительства Москвы от 30 октября 2007 года № 961 «О плане метростроения в городе Москве на 2008–2010 годы». Согласно этому плану, было произведено проектирование и начато строительство на участках Люблинско-Дмитровской линии «Трубная» — «Марьина Роща», «Марьино» — «Зябликово». Разработали и предпроектную градостроительную документацию для строительства участков «Чкаловская» — «Марьина Роща», «Марьино» — «Зябликово», «Красногвардейская» — «Братеево» с электродепо, «Парк Победы» — «Митино» с электродепо, «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк», «Марьина Роща» — «Лихоборы» с электродепо, «Выхино» — «Жулебино», «Новогиреево» — «Новокосино», «ММДЦ «Москва-Сити» — «Ходынское поле» — «Савеловская».

На содержание замороженных объектов метрополитен тратит примерно пятую часть бюджета, выделенного на их строительство.

Это тот минимум, который необходим для поддержания выработок в безопасном состоянии, вентиляции, откатки, водоотлива, объяснил Бабушкин. Кроме того, устаревает выполненная на перспективу проектная документация. По словам Бабушкина, актуальность технической документации сохраняется максимум три года, после чего необходимо проводить новые изыскания: меняются геологические условия, геоподоснова. На разработку новых проектов потребуется еще полтора года и, естественно, новые средства.

Перспективы на следующий год еще менее утешительные. Как сообщила на заседании представитель департамента финансов Москвы Елена Придорогина, в 2010 году на программу из городского бюджета предусмотрено выделение 23,3 млрд рублей. Участие федерального бюджета в строительстве столичного метро остается под вопросом. Надеяться на частных инвесторов тоже не приходится: имеющиеся единичные случаи участия частного капитала – исключение, а не правило. Пока станция «Мякинино» в районе центра «Крокус-Экспо» на территории Подмосковья — это первый и единственный объект метро, построенный на деньги частных инвесторов, да и срок ее открытия тоже откладывается.

Так можно дойти и до консервации, пригрозил представитель метрополитена. А это уже затраты, сопоставимые со стоимостью самого строительства.

«Консервация объектов – это их ликвидация, — объяснил Бабушкин. — Оставлять пустоты под Москвой, особенно там, где находятся жилые дома, нельзя. Необходимо ликвидировать пройденные выработки, залить все бетоном и выйти на поверхность через тот люк, через который когда-то зашли». По его словам, решение о консервации принимается на уровне правительства Москвы. «Пока такое решение не принято, и есть надежда, что мы будем все-таки строить, а не консервировать», — отметил Бабушкин.

Впрочем, как выяснилось на заседании, городское правительство просто «спит». На вопрос проводившего заседание зампреда профильной комиссии Валерия Скобинова о том, как идет переговорный процесс с федеральными властями о выделении средств, не смог ответить представитель ни одного департамента мэрии. А департамент экономической политики и развития города вообще не посчитал нужным принять участие в совещании. Между тем в постановлении правительства черным по белому записано поручение комплексу экономической политики и развития города «продолжить работу от имени правительства Москвы с Госдумой, правительством РФ, партией «Единая Россия» в части увеличения размера господдержки на метростроение до 50% от технологически обоснованных объемов».

«Ситуация очень тревожная, — заявил Скобинов. – Не хватало еще выйти на консервацию метро. Несмотря на меняющуюся экономическую ситуацию, мы в 2010 году закладываем средств на строительство метро даже меньше, чем в 2009 году. А федеральные власти вообще оставляют нас один на один с этой проблемой, при том что растет цена на нефть и идет наполнения стабфонда».

По его мнению, кроме всего прочего, на федеральном уровне должны понимать, что метро не только транспортный объект, но еще и объект гражданской обороны, который «федеральный бюджет бросил сейчас на произвол судьбы».

По словам Скобинова, история метростроения знает времена, когда софинансирование было 50% на 50%. Сейчас официально участие федерального бюджета составляет до 20% от технологически обоснованной потребности, а в реальности – не более 3–4%. «Мы подготовим обращения в адрес мэра Москвы, Госдумы, Совета федерации и правительства РФ о недопустимости такого отношения к метростроению в Москве, являющейся не простым субъектом федерации, а ее столицей», — подвел итог депутат.