«Народные гаражи» стоят пустые

Покупателей «народных гаражей» стимулируют кредитами

Виктор Мараховский 12.10.2009, 16:13
ИТАР-ТАСС

В Москве открыли первые «народные гаражи». В них раскуплена только треть машиномест по цене 350 тыс. рублей. Потенциальных покупателей не хватает — их решено привлекать льготными кредитами.

В двух округах российской столицы в субботу были торжественно открыты первые два объекта амбициозной программы «Народный гараж». В церемонии открытия гаража на 963 машиноместа в Кожухово в Восточном административном округе участвовали префект ВАО Николай Евтихиев и заместитель главы столичного департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Петр Аксенов. Сразу после открытия гараж был закрыт до конца года: как пояснили власти, для него еще необходимо набрать персонал. В настоящее время в нем раскуплено около трети машиномест — в рассрочку, по цене 350 тыс. руб.

Первоначально, до кризиса, компания-строитель собиралась продавать места по 700 тыс. руб.

Однако после того как риэлтор столкнулся с трудностями и был фактически спасен правительственной программой, от ценообразования его отстранили. «По какой цене Лужков скажет, по такой и будем продавать», — говорят в компании.

По словам начальника управления гаражного строительства департамента дорожно-мостового строительства Москвы Виталия Крючкова, сегодня лишь около 10 тыс. москвичей принимают участие в программе «Народный гараж», заключены предварительные договоры на сооружение на сумму более 3,5 млрд руб. При этом, по данным управления, в Москве до конца года планируется открыть 73 тыс. машиномест на 133 городских площадках. Общая сумма строительства – порядка 25,5 млрд руб. Для будущих гаражей уже подобраны в общей сложности 424 участка.

Пока темпы строительства явно опережают активность москвичей.

Для того чтобы люди интенсивнее участвовали в программе, власти предпринимают различные меры стимулирования. Так, по словам Крючкова, с 2010 года в столице откроют социально-гаражную ипотеку на сумму около 5 млрд рублей. Условия ипотеки — 30% первоначального взноса и 11,5% годовых сроком на 5 лет. Этих кредитов хватит для заключения 20 тыс. новых контрактов.

В правительстве столицы опровергают слухи о том, что с нового года правительство Москвы поднимет цену до 420 тыс. руб. за машиноместо. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь департамента дорожно-мостового строительства Москвы Елена Ибрагимова, цена в 350 тыс. руб. будет оставаться на прежнем уровне и в следующем году.

По мнению экспертов, в ситуации, когда цены на недвижимость в столице упали, скорого подъема цен на «народные гаражи» можно не бояться. Скорее, наоборот, к уже озвученным льготам добавятся новые. «Многие не знают, стоит ли им вкладывать средства вообще в какие-то проекты», — отмечает аналитик ИК «Финам» Анатолий Высоцкий. В случае если подъем цены на «народные гаражи» все же произойдет — он размоет саму идею создания доступных парковочных мест, отмечает эксперт.

«Сегодня в районе МКАДа средняя цена на место в гараже — около 500 тыс. руб., — говорит Высоцкий. —

Но необходимо помнить, что места в «народных гаражах» будут фактически только парковочными: ни резину, ни инструменты, ни масла хранить там просто негде. В таких условиях поднимать цену до коммерческого уровня правительство Москвы сможет только при ажиотажном спросе, которого не наблюдается».

У муниципальных гаражных проектов, напоминает аналитик, есть одно серьезное преимущество перед частниками: коммерческому девелоперу необходимо закладывать в стоимость машиноместа примерно 50% «отката» городским чиновникам. Когда же строит сама Москва — ей самой себе откатывать не нужно. Отсюда и относительная дешевизна этих проектов.