Дискриминация по балконному принципу

В Москве к жилым помещениям приравняли балконы, лоджии и веранды

ИТАР-ТАСС
В Москве к жилым помещениям приравняли балконы, лоджии и веранды. Это позволило снизить число москвичей, претендующих на помощь города в улучшении жилищных условий: вспомогательную площадь стали учитывать при постановке в очередь. Переменить свое мнение столичные власти не захотели даже после протеста прокуратуры.

Столичные депутаты отклонили протест городской прокуратуры на ряд положений московского закона от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Как сказано в протесте, ч. 3 ст. 1 этого документа противоречат федеральному законодательству и подлежит отмене, поскольку «ограничивает право граждан на признание их нуждающимися в жилых помещениях». Кроме того, прокуратура предлагает «принять исчерпывающие меры по приведению закона в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации».

Дело в том, что в московском законе вводится понятие «площадь жилого помещения», в нее включены и площади вспомогательных помещений, в том числе балконов, лоджий, веранд и террас. Исходя из размера этой площади, определяется учетная норма при постановке в очередь на квартиру. В то время как, согласно Жилищному кодексу РФ, та же учетная норма определяется из «общей площади жилого помещения», «включающей вспомогательные помещения, но «за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

Поэтому прокуратура предложила внести соответствующие изменения в городское законодательство, чтобы при определении учетной нормы не учитывалась площадь террас, балконов и лоджий.

Однако, как заявил председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников, протест прокуратуры удовлетворен быть не может. Налицо разные фигурирующие в законодательстве понятия: «площадь жилого помещения» (она используются при постановке на учет) и «общая площадь жилого помещения» (применяется для определения той площади, которую гражданин получает).

По его мнению, эти два понятия используются в жилищном законодательстве для решения разных задач и ситуаций, а прокуратура не учла в своем протесте этого основополагающего момента. К тому же, жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. И учтя тот факт, что в федеральном законодательстве не определен четкий критерий понятия «жилые помещения», Мосгордума восполнила этот «правовой вакуум» и дала свое определение.

Кроме того, напомнил Семенников, закон был принят еще 3 года назад, и тогда прокуратура не заметила в нем никаких противоречий.

«Прокуратура заметила их сейчас и нашла в себе смелость признаться в ошибке, это надо сделать и нам», — возразил коммунист Сергей Никитин. По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, московский закон трактует федеральный не в интересах граждан. «Балконы и лоджии становятся препятствием для получения новой площади, — заявил он. — Но это не полноценная жилплощадь, на ней не живут, а выходят покурить. И балкон не должен быть причиной дискриминации».

А Евгений Бунимович припомнил балкон своей квартиры, на который уже 5 лет назад жилищная организация запретила выходить в целях безопасности. «ДЕЗ предупредил жильцов, что наши балконы могут обрушиться, — рассказал он. – Более того, их обещали централизованно убрать, чтобы не свалились кому-нибудь на голову. Но получается, что, пока этого не случилось, наши соседи не могут встать на очередь».

По мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова, под любые нормативы должны быть подложены экономически выверенные механизмы. «У нас давно на дворе рыночная эпоха, — заявил он. — Достаточно посмотреть, как оценивает квартиры риэлтер: он учитывает только жилую площадь, иногда – форму лоджий».

По его словам, следующему составу Мосгордумы придется переработать огромный пласт городского жилищного законодательства.

«Не надо обвинять московское законодательство в негуманности, — обиделся Семенников. – Это кажущаяся несправедливость. Ведь есть люди, которые 18 лет стоят в очереди, и у них нет балконов. И каждый раз, когда мы решаем добавить новых нуждающихся, эта очередь растягивается. Можно сделать учетную норму и 50 кв. м. Но мы должны быть прагматиками, а не давать пустые обещания». По его мнению, «стать очередником – еще не значит решить проблемы». «Надо говорить о конкретных цифрах, — поддержал коллегу депутат Александр Турта. – Изменив городской закон, мы увеличим очередь на 50 тыс. очередников. При нынешних 200 тыс.».

«Это схоластический спор, — заявил депутат Мосгордумы, единоросс Иван Новицкий. – Можно и не учитывать балконы. Но только вчера мы рассматривали адресную инвестиционную программу на следующий год: стройкомплекс сможет построить только 1 млн кв. м жилья. Этого очень мало. И основная часть построенного пойдет на отселение ветхого жилья, а очередникам придется ждать еще 40 лет. Поэтому надо прекратить дискуссию и жить по возможностям». В итоге, депутаты отклонили протест прокуратуры, сохранив, соответственно, прежнюю редакцию закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

По словам признанного специалиста по жилищному законодательству, депутата Госдумы Галины Хованской, решение столичного парламента «потрясает своим цинизмом».

«Прокурорский протест был вынесен по моему обращению к генеральному прокурору Юрию Чайке, — рассказала Хованская «Газете.Ru». – К нему я приложила письмо московской семьи, которой отказали в постановке на учет из-за наличия балкона площадью 0,75 кв. метров». Кроме того, считает Хованская, если норма четко прописана в федеральном законе, региональные законодатели не имею права ее корректировать, и сейчас городская прокуратура может обратиться в суд о признании ее незаконной. «Господа забыли, что федеральный закон выше городского. Но если так – они получат судебное решение», — заявила Хованская.