Улицы топчут генплан

Жители Москвы выступают против генплана развития города

Reuters
Накануне намеченных на среду общественных слушаний по проекту актуализированного генплана Москвы страсти накалились. Недовольные градостроительными планами мэрии граждане митингуют на улицах. Независимые эксперты раскритиковали генплан на пресс-конференции.

В среду в 18.00 в столице должны начаться публичные слушания по проекту актуализированного генерального плана развития и реконструкции Москвы до 2025 года. Последние две недели 125 экспозиций генплана были открыты во всех районах Москвы. Столичные власти выставили на обозрение москвичам 8 километров схем, предопределяющих развитие города, но понятных лишь специалистам.

Как объяснил журналистам глава Москомархитектуры Александр Кузьмин, москвичам сложно понимать изложенную на экспозициях информацию, потому что они слишком привыкли к архитектурным выставкам, где все красиво показано и можно увидеть макеты зданий. «Генплан – это как таблица Брадиса, — сказал Кузьмин. – Если не объяснять, что за цифры в ней указаны, то никто не поймет ее смысла. А вот если уметь ею пользоваться, то она несет много полезной информации». Объяснил главный архитектор, и почему 125 экспозиций открылись в разгар летних отпусков: «Тянуть дальше нельзя».

К 1 января 2010 года, согласно требованию федерального законодательства, Москва должна иметь обсужденный горожанами и утвержденный Мосгордумой генплан.

По данным Москомархитектуры, больше всего замечаний по проекту генплана высказали жители 14 районов, среди которых, в частности, Кожухово, Гагаринский и Ломоносовский районы, а также Ясенево. В целом на публичных слушаниях было высказано 1,5 тысячи замечаний по генплану. Но в основном, уверяют чиновники, москвичи поддержали предложенный генплан, а сам документ получился «социально направленным»: он не допустит транспортного коллапса, позволит разгрузить центр города, избавиться от «некомфортного» жилищного фонда и увеличить площади зеленых территорий.

Впрочем, горожане этого не заметили. Зато убедились в том, что генплан предусматривает возведение шести мусоросжигательных заводов (МСЗ).

В дополнение к трем уже имеющимся МСЗ (в Алтуфьево, Кожухово и Бирюлево) к 2012 году планируется построить еще шесть: в промзонах «Коровино» (САО), «Чагино» (ЮВАО), «Трикотажная» (СЗАО), «Очаково» (ЗАО), «Теплый Стан» (ЮЗАО), «Малино» (Зеленоград). Кроме того, намечено построить 7 мусороперерабатывающих комплексов и завод по термическому обезвреживанию опасных медицинских отходов. За последние месяцы массовые акции протеста прошли во всех «осчастливленных» районах.

До предела накалились страсти накануне публичных слушаний. Согласно Градостроительному кодексу, горожане, проживающие или работающие на территории района, имеют возможность заявить свои замечания в протоколе либо напрямую записать их в особые тетради претензий. А власти обязаны принять во внимание мнения жителей.

Хотя «принять во внимание» вовсе не означает их выполнять. Поэтому граждане предпочли высказывать свои претензии на улице.

В понедельник под лозунгами «Нет гаражам вместо детских площадок!», «Москва для жителей, а не жители для Москвы!» прошёл митинг против градостроительной политики Восточного округа. Во вторник утром на Новопушкинском сквере против генплана протестовали столичные коммунисты. Вечером во вторник намечена массовая акция жителей Теплого Стана, экологов и партии «Яблоко» против планов строительства в районе мусоросжигательного завода, торгового центра на месте гаражей и прокладки магистрали через Тропаревский лесопарк. Общегородской митинг «Проект генплана развития Москвы — грубое нарушение прав москвичей!», организованный общественными движениями города, пройдет в среду вечером на Чистопрудном бульваре.

По словам организаторов акции — общественного движения «Московский совет», участники митинга «потребуют признать проводимые в Москве в период с 23 июля по 12 августа 2009 года публичные слушания не соответствующими закону и рассматривать их результаты только как справочную информацию». А также «обеспечить подготовку нового проекта в соответствии с требованиями законодательства», заодно призвав к ответственности «должностных лиц, виновных в организации незаконных публичных слушаний и неэффективного использования бюджетных средств». По их мнению, организовавшие слушания городские власти «сознательно намерены запутать и обмануть москвичей, чтобы затем, сославшись на «мнение жителей города», оформить проект генплана и ПЗЗ в виде закона».

О том, что проходящие слушания — чисто формальная и декоративная процедура, заявили в вторник журналистам на пресс-конференции и независимые эксперты.

Так, по мнению члена президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, горожане не получили конкретных ответов на свои вопросы, так как видели только карты, на которых указано лишь функциональное использование территорий. Кроме того, документ, потребовавший много работы и средств, не решает основных московских проблем — пробок, отсутствия транспортных развязок, постоянного ухудшения экологических показателей, уплотнительных застроек.

В генплане нет ни программы разгрузки магистралей, ни разуплотнения застройки, считает эксперт. При этом первоочередными объектами капитального строительства по этому документу являются «объекты общественно-делового назначения», возле которых постоянно много машин. «Авторы проекта обманывают и себя, и москвичей, — считает Клименко. — Как можно планировать, что через 16 лет в городе будет 11 млн жителей, если их уже сейчас 16 млн? А данные медстатистики — единственный объективный показатель того, где строить нельзя, — вообще не были использованы».

Не решает генплан и основной проблемы мегаполиса — транспортной.

Насыщенность улично-дорожными сетями в Москве примерно в четыре раза ниже, чем в Нью-Йорке, и в три раза ниже, чем в Лондоне и Париже, рассказал на пресс-конференции научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По его словам, в таких городах, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, улично-дорожные сети занимают до 35% от общего объема территорий города. В столицах Европы улично-дорожные сети занимают 20—25% территорий. В азиатских агломерациях (Сингапур, Гонконг), где земли для дорожного строительства вообще практически нет, улично-дорожные сети занимают 10—12%.

«Что касается Москвы, то у нас улично-дорожная сеть занимает 8,4% территорий, а по проектировкам генерального плана будет занимать 8,7% от общего объема города», — заявил Блинкин.

По его мнению, подобная ситуация является нарушением макропропорций, и «в таком городе жить нельзя». «Город — это место, где можно жить и работать в суточном цикле. Так вот, при продолжении происходящих сегодня тенденций города не будет в самом прямом смысле, в суточном цикле в нем жить нельзя, не успеем. При этом город разобьется на транспортные «изоляты» и уже разбивается», — предупредил эксперт.

Советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Стрельников, считает, что не менее важной, чем недостаток дорог, причиной транспортной напряженности в Москве является чрезмерная концентрация офисов и других объектов притяжения в центре столицы. Еще одна слабая сторона генплана Москвы, по его мнению, в том, что развитие инфраструктуры столицы, в том числе и транспортной, никак не увязана с областью. «То, что за пределами Москвы живут люди, которые работают в столице, никак не учитывается, — отмечает он. — Более 1,25 миллиона подмосковных жителей ездят на работу в Москву каждый день, а из Москвы в область — 250 тысяч. Это огромнейший поток. Москва и область должны наконец договориться между собой, а не ждать, пока все это выльется в транспортный коллапс».

По мнению академика Российской академии архитектуры и строительных работ Юрия Бочарова, генплану Москвы не хватает участия и оценки не только ближайшего соседа, но и федерального центра и регионов.

По словам эксперта, Москва является единственной столицей в мире, где федеральные власти не принимают участия в разработке и актуализации генплана столицы. «И это парадоксально. Все генпланы столиц в мире рассматриваются совместно городской администрацией и федеральной властью, тогда как генплан Москвы до 2025 года разработан только столичными властями и решает только частные вопросы дворов и домов, а в целом структура города не рассматривается», — заявил Бочаров.

Впрочем, главный архитектор столицы уже фактически признал, что рассматриваемые проекты являются неполноценными. На встрече в минувшую пятницу с представителями общественных движений «Жилищная солидарность», «Совет инициативных групп», «Моссовет» Кузьмин согласился с многими замечаниями и пообещал, что экспозиции по проектам генплана и ПЗЗ в округах Москвы будут продлены до конца сентября. И даже поддержал предложение о проведении повторных публичных слушаний, подчеркнув, правда, что «окончательное решение будет принимать Юрий Михайлович».