Плоский гараж мешает народному

В Москве под строительство новых гаражей будут сносить «плоскостные» автостоянки

Ирина Резник 16.06.2009, 19:30
ИТАР-ТАСС

Столичные власти реанимируют программу «Народный гараж». Для поддержки пострадавшего от кризиса городского стройкомплекса в мэрии рассчитывают получать ежегодно 50 млрд рублей от автовладельцев. Новая версия программы будет сопровождаться массовым «высвобождением участков», занятых старыми гаражами.

Столичное правительство во вторник одобрило новый порядок строительства «объектов гаражного назначения» в городе. Как сообщил представлявший документ и. о. первого замруководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Виталий Крючков, в соответствии с городской целевой программой строительства гаражей-стоянок за 2008–2010 годы должно быть построено 400 тыс. машиномест (14 млн кв. м). Однако бюджетное финансирование программы (7 млрд рублей) позволит ввести в эксплуатацию не более 2% от установленного задания. Выход в мэрии видят в массовом привлечении горожан к долевому строительству гаражей.

Себестоимость машиноместа в «многоуровневом объекте манежного типа», по оценкам чиновников, составит 350 тыс. рублей.

Всего разработано 18 типовых проектов таких объектов (как называют их сами чиновники — «этажерок»). Все варианты «этажерок» открытые, с железобетонными или металлическими опорами и армированным бетонным полом. Кроме самих машиномест в комплекс входит мойка, шиномонтаж и места для хранения сезонной резины.

Дабы ускорить запуск программы, в мэрии готовы даже пойти на отказ от предусмотренных федеральным законодательством конкурсных процедур и оформление земельных участков по согласованию со специальным ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения». Однако с самими этими участками в действующей программе дела обстоят не лучше, чем с финансированием. Из 142 кварталов комплексной реконструкции строительство гаражей предусматривается только в 16 (11% территории новой застройки). Поэтому под новое строительство будут массово «высвобождаться» участки, занятые «плоскостными» автостоянками (от открытых парковок до капитальных ГСК).

«Свободных мест под строительство нет, — объяснил Крючков журналистам после заседания. — И плоскостные стоянки — наш золотой фонд».

Что до владельцев гаражей, то они, по словам чиновника, «все равно должны понимать, что им придется освобождать неэффективно используемые участки». Поэтому сейчас проводится разъяснительная работа, которая уже дает свои плоды — с каждым днем число желающих принять участие в программе растет. В случае, если у владельцев сносимых гаражей имеются документы о зарегистрированном праве собственности на землю, их стоимость пойдет в зачет цены будущего машиноместа.

Если же гараж посчитают «самостроем» или движимым имуществом, то его собственнику останется довольствоваться, как объяснил Крючков, повышением статуса — «из временщика в собственника».

Кроме того, чиновники обещают отдельным категориям автовладельцев господдержку в виде «социальной ипотеки» — компенсации части (до двух третьих) кредитной ставки, которая на сегодняшний день для гаражной программы составляет 18%. Определиться с механизмом «социальной ипотеки» и льготными категориями граждан чиновники обещают к октябрю этого года. Пока лишь ясно, что претендовать на нее могут граждане, признанные «нуждающимися в улучшении условий хранения личного автотранспорта». Основанием для такого признания является наличие автомобиля и отсутствие места для его хранения, постоянное проживание по месту регистрации, наличие средств на погашение кредита, а также «осуществление трудовой деятельности заявителем и трудоспособными членами семьи», включая бывших супругов, свекров и внучатых племянников.

С целью предотвращения появления гаражных «обманутых дольщиков» в мэрии предусмотрели типовой договор участия в долевом строительстве. В том же договоре оговаривается, что застройщик должен оформить счет в уполномоченном мэрией банке для депонирования денег дольщика и снимать с него средства только по представлении периодических отчетов о выполненных работах. В список избранных попали Сбербанк, ВТБ, Банк Москвы, а также Стройэкономбанк.

Поддержит возрожденная подобным способом программа «Народный гараж» не только «уполномоченные» банки. Основная причина ее реанимации — отсутствие заказов у городского стройкомплекса.

Как следует из пояснительной записки к проекту постановления, программа «позволит ежегодно загружать за счет привлекаемых средств предприятия стройкомплекса Москвы в объеме не менее 5 млн кв. м на сумму более 50 млрд рублей». «В условиях нехватки бюджетных средств наша задача — обеспечить занятость и сохранить потенциал рабочих мест, — считает и мэр Юрий Лужков. — Ее можно решать как через привлечение средств инвестиционных, так и средств населения, которое хочет получить собственность. Понимаете, насколько эта программа своевременна».

Впрочем, уверенность в том, что московские автовладельцы ринутся в очередь «нуждающихся в улучшении условий хранения личного автотранспорта», разделяют далеко не все.

По словам депутата муниципального собрания «Коньково» Сергея Пыльнова, москвичи люди грамотные и не хотят вкладывать деньги в воздух. «Люди спрашивают, что именно и где мы строим. Пока они этого не знают, то не будут идти на контакт, — считает Пыльнов. — Еще одно их условие — помощь города в вопросах инженерии. В жилых районах нереально найти свободный от коммуникаций участок, и их перекладка сама по себе обойдется в эти 350 тыс. рублей. Но главное: люди должны видеть документацию и иметь гарантии получения права собственности».

Между тем документацию эту люди не увидят еще долго, а «выводить» гаражи от них требуют уже сейчас.

«Даже если все городские структуры будут точно и в срок выполнять то, что им предписано, договоры аренды участков будут заключены только к концу года, — считает депутат Мосгордумы Иван Новицкий. — И только после этого можно будет заключать договоры долевого участия, то есть через 5–7 месяцев. А подавать заявление на участие в программе, а также освобождать площадку от стоящего на нем гаража москвичу надо сейчас». По мнению Новицкого, предварительный договор не устранит всех рисков и город должен оформить законным образом публичную оферту. В частности, установить постановлением правительства, что после завершения строительства гаража машиноместа реализуются лицам, подавшим заявления и выполнившим условия договора, а также освободившим земельные участки, в соответствии с этим договором и по цене, не превышающей 350 тыс. рублей».

По словам представителя Московского общества автомобилистов Михаила Бейкуна, город не готов к массовому выводу машин с крупных плоскостных автостоянок. «До 50 машин еще можно будет как-то пристроить в соседние гаражи и на парковки, — объяснил он. — Но если их более 100, остается ставить их на проезжую часть и во дворы. На территории каждой управы надо организовать перевалочные участки для волнового переселения».

Впрочем, мэрии не до создания маневренного фонда для оставшихся без крыши автомобилей. Чиновники торопятся: пока еще есть возможность выделять участки без конкурса, но после предстоящего принятия Госдумой правил землепользования и застройки регионы потеряют такое право, а стройкомплекс — гарантированную работу.

Как считает депутат Мосгордумы, лидер «Яблока» Сергей Митрохин, нельзя приступать к столь широкомасштабной программе, пока не решены вопросы с компенсацией за утраченное имущество. Пока такого механизма нет. Я не говорю, что нельзя совсем трогать неэффективно используемую под плоскостными гаражами землю, — заявил он. — Но если права нынешних владельцев не будут гарантированы, эта программа — чистый произвол». По его мнению, против собственников гаражей играет неопределенность их правового положения, отсутствие практики, в том числе судебной, по вопросу о равноценном возмещении при сносе гаража и законодательно закрепленных гарантий такого возмещения.

Более того, в действующем законодательстве нет даже определения понятия «гараж», что позволяет властям говорить о неправомерности их причисления к недвижимому имуществу.

Гараж рассматривается как временное сооружение, что позволяет заключать краткосрочные договоры аренды земельного участка (сроком менее одного года) и отказывать собственникам в регистрации такого договора, а также самого гаража как объекта недвижимости. А когда власти принимают решение о строительстве на месте такого гаража нового комплекса, им даже не нужно гараж выкупать. Они просто дожидаются окончания договора аренды и не продляют его. В таких условиях владелец гаража вообще может не рассчитывать на компенсацию.

«Мы предлагали законопроект, гарантирующий права московских владельцев сносимых гаражей на адекватную компенсацию — место в новом гаражном комплексе или выкуп старого гаража по рыночной стоимости, — рассказал Митрохин. — Но этот документ получил отрицательный отзыв правительства, предпочитающего решать проблемы нехватки в городе машиномест путем ограбления владельцев москвичей. Так было зимой в Некрасовке, где за гаражи ценой 800–900 тыс. рублей в капитальном ГСК людям предложили получить 350 тыс. рублей или принять участие в долевом строительстве машиномест стоимостью в 300 тыс. рублей. Такое происходит сейчас в Южном Чертанове, где старый ГСК власти пытаются снести вообще без каких-либо судебных решений и компенсаций. И эта программа будет реализовываться насильственным путем, на костях собственников».