Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Лужков закопает Москву

Московские власти осваивают столичные подземелья

Варвара Петренко 09.09.2008, 20:23

Московские власти инвестируют в столичные подземелья: в ближайшие три года 15% городской застройки будет вестись под землей. Под городом построят стадионы, торговые центры и новые площади. В итоге Москва может обвалиться окончательно, уверены диггеры и ученые.

Дефицит земли в Москве заставляет столичные власти расширять подземное строительство. Во вторник городское правительство одобрило Программу подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города на период 2009–2011 годов.

Согласно этому документу, в ближайшие три года планируется возвести 2,55 млн кв. м подземных сооружений.

Московское подземелье должны будут заполнить не только паркинги, склады и объекты инженерной инфраструктуры, но и развлекательные и торговые центры, предприятия обслуживания, спортивные сооружения. Основную долю расходов на дорогостоящую программу, по идее ее авторов, должны взять на себя частные инвесторы, из городского бюджета выделяется всего 544,7 млн рублей, которые пойдут на создание нормативного и правового обеспечения подземного строительства.

Как заявил на заседании правительства первый замруководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Константин Королевский, в столице уже есть несколько удачных примеров подобного строительства. Но все же сегодня подземную часть имеют менее 30% строящихся в городе объектов, а доля площадей подземных сооружений в общем объеме введенных в эксплуатацию за последние пять лет объектов не превышает 8%. Ссылаясь на зарубежный опыт, авторы программы подсчитали, что комфортнее всего москвичам станет, когда доля подземных сооружений от общей площади новых объектов достигнет 20–25%.

Заодно, считают чиновники, использование подземного потенциала даст городу возможность сохранить оставшуюся после их деятельности историческую застройку и не вырубать лесопарки.

В предварительный перечень будущего подземного строительства власти включили 37 территорий Москвы. Кроме того, рассматривается возможность размещения под землей крупных пассажирских узлов и железнодорожных вокзалов (например, уже принято решение о переносе железнодорожных путей пригородного сообщения на Рижском вокзале под землю). Еще под землей хотят построить дублеры центральных улиц и площадей.

Между тем и без крупномасштабного освоения подземного пространства провалы грунта в стоящей на карстовых пустотах Москве происходят все чаще и чаще.

Как правило, виноватыми оказываются то недоглядевшие за своим хозяйством коммунальщики, то нарушившие технологию строители. Но московские диггеры предлагают смотреть глубже. По словам руководителя цента «Диггер-Спас» Вадима Михайлова, даже незначительное подземное течение может подмыть рыхлую почву и образовать провал, а при столь интенсивном и неконтролируемом строительстве в столице подобные аварии вполне предсказуемы.


По его мнению, интенсивное вскрытие почв при подземной застройке может привести к серьезным дестабилизациям грунтов, перенасыщению их влагой. «Сейчас опасность карстово-суффозионных процессов в городе достаточно большая, потому что подтоплено огромное количество территорий, и поймать подобный процесс можно, только очень серьезно и масштабно обследуя дно подземки, – считает главный диггер столицы. – На месте многих исторических построек остались подвалы, водоводы. Если у нас сваи рекламщиков попадают в метрополитен, то что говорить о том, как будут внедряться строители в эти места. Последствия могут быть самыми разными – от подтопленности территорий до их обрушений и провалов, а защита грунтов не окупится никакими вложениями».

Проблемных мест на карте столицы не одна сотня, согласна с диггерами заместитель председателя Московской экологической федерации (МЭФ) Светлана Богина. Их хаотичная застройка без учета особенностей строения грунта может привести к сильнейшим катастрофам техногенного и природного характера в столице.

Начало им уже положено – это разрушение «Трансвааль-парка» и Бауманского рынка, обвалы подъездов к зданию на Мичуринском проспекте и рухнувшая башенка гостиницы «Украина», говорит эксперт.

По ее словам, толщина осадочного чехла в столице составляет от 1,45 км на севере до 2,76 км на юге, а глубинные разломы в земной коре протягиваются до 20–26 км, а в ряде мест до 70–90 км (в мантию). Вдобавок, считает Богина, при строительстве в Москве напрочь игнорируются результаты многолетних исследований глубинного строения земной коры под столицей по методу разведочной сейсмологии, которые велись Центром региональных геофизических геологических исследований (ЦРГГИ) с 1989 года. Сейчас они вообще свернуты.

Оптимизм властей не разделяют не только независимые эксперты, но и представители федеральных организаций.

По словам директора Института геоэкологии РАН Виктора Осипова, подземное строительство требует тщательного исследования геологической среды – с этим связано размещение объекта, его стоимость, безопасность и экологическая проблематика. «Геологическая среда Москвы очень разнообразна, — заявил ученый на заседании правительства. – И вся она нуждается в геоинженерном районировании, то есть разделе на отдельные участки, которые бы уже оценивались с точки зрения возможности строительства».

По информации ученого, в институте выделили 3 типа участков в зависимости от условий их освоения – благоприятные, условно благоприятные (для гидроизоляции которых потребуются дополнительные средства) и неблагоприятные (такие, которые не удастся освоить даже при значительном вложении средств). По этому принципу и предлагается провести геоинженерное районирование Москвы.

Кроме того, считает Осипов, при широкомасштабном подземном строительстве нельзя допустить загрязнения нижних водоносных горизонтов, являющихся стратегическим ресурсом города. А это значит, что глубина подземного строительства не должна опускаться ниже уровня залегания средних каменноугольных отложений. В разных местах Москвы отметка этого уровня разная, например, в долине реки Москвы она составляет 30–40 м.

По мнению управляющего Мосгоргеотреста Андрея Антипова, проблемы подземного строительства не ограничиваются только геологией. Так, по его словам, прежде всего, необходимо срочно разбираться с подземными инженерными коммуникациями. «В связи с ростом освоения подземного пространства и множеством собственников объектов в фонд города поступает далеко не вся исполнительная документация, не контролируется и самовольное строительство, отсюда и аварийные ситуации, — заявил он на заседании правительства. – Никакой информации нет у нас и по технологическим сооружениям, сопутствующим основным коммуникациям, например, по ограждениям. Нет системы учета подвальных сооружений».

Однако провалы грунта в столице и угроза историческим сооружениям, похоже, не пугают чиновников, уже определившихся с тем, где разместить крупные подземные многофункциональные комплексы.

Если в Москве уже действует система учета планировочных ограничений для наземного строительства, то в отношении подземного их еще только предстоит разработать, хотя уже вовсю возводятся подземные объекты и проектируются новые. Как признался на заседании Королевский, хотя пока еще нет ни нормативной базы, ни полных данных районирования (эти мероприятия только предусматриваются программой), имеются уже и готовые проекты, и градостроительная документация.

Примечательно, что, по оценке специалистов, строительство под землей 1 кв. м дороже надземного в 2–2,5 раза, для Москвы его стоимость составляет $2,5 –$3 тыс., и для реализации планов мэрии потребуется найти не менее $6,5 млрд.

Пока частные инвесторы, на чьи деньги должно вестись подземное строительство, не выстраиваются в очередь. Не повышают привлекательность «подземных» проектов и такие прецеденты, как недавний скандал вокруг реконструкции пешеходного перехода от станции метро «Театральная» на Никольскую улицу: памятник истории и архитектуры Заиконоспасский монастырь оказался под угрозой обрушения из-за прорытых под монастырем трех подземных этажей, и московские власти начали работу по расторжению инвестконтракта.

В итоге недавно правительство Москвы отказалось от возведения подземного паркинга под сквером между отелями «Метрополь» и «Москва» и отменило соответствующее постановление от 2006 года. Как сообщили в мэрии, «проведенный анализ показал, что строительство экономически нецелесообразно из-за значительных обременений данного участка, поэтому принято решение отказаться от этой идеи».