Пенсионный советник

«Тебе что, Ресин взятку дал?»

В Москве сокращается строительство жилья для очередников

Ирина Резник 13.05.2008, 18:33

Юрий Лужков заподозрил своих подчиненных в коррупции. Скандал в мэрии разгорелся после того как были озвучены показатели городских жилищных программ на 2008-2010 годы. Как оказалось, социальные жилищные программы не только буксуют, но даже сокращаются.

Во вторник столичное правительство рассмотрело трехлетнюю программу обеспечения жильем городских очередников и переселенцев из пятиэтажных, ветхих и аварийных домов. Согласно документу, представленному руководителем департамента жилищной политики и жилищного фонда Петром Сапрыкиным, размеры жилплощади, направляемой для выполнения жилищных программ, уменьшаются с 2,7 млн кв. м. в 2008 году до 2,2 млн в 2010 году.

Например, в 2008 году очередникам отводится 260 тыс. кв. м. жилья по договорам социального найма, а в 2010 году – только 220 тыс.

Больше всего сокращение коснулось городских субсидий на приобретение жилья: в этом году субсидии могут быть предоставлены на 142,5 тыс. кв. м., а через два года лишь на 40,8 тыс. кв. м. (в 2008 году на жилищные субсидии очередникам заложено 7 млрд рублей, а к 2010 году эта сумма сократиться до 2 млрд). Молодые семьи, которым в нынешнем году причитаются субсидии на приобретение 7,5 тыс. кв. м. жилья, через два года могут рассчитывать получить субсидии лишь на 2,2 тыс. кв. м.

Как подчеркнул Сапрыкин, все эти цифры получены на основании утвержденной ранее среднесрочной программы строительства в Москве. По его словам, если ресурсная часть программы (объемы строительства по горзаказу и бюджетное финансирование) не будут пересмотрены, нечего и говорить о сокращении срока ожидания жилья городскими очередниками. Городу и так не удается обеспечить жильем всех очередников, которые попадают в план на конкретный год.

Более того, под вопросом оказывается переселение из «хрущевок» и аварийных домов.

По оценкам департамента, только для отселения оставшихся 499 пятиэтажек первого периода индустриального домостроения городу требуется более 3 млн кв. м. нового жилья, а для переселения из ветхого и аварийного фонда вообще требуется еще более 1 млн кв. м. ежегодно. Это намного превышает запланированные объемы строительства.

Больную тему активно поддержали префекты городских округов.

Как заявил префект Восточного АО Николай Евтихиев, на вверенной ему территории 9 признанных аварийными домов «не вписываются в программу». По его словам, префектуре придется выбирать: или не сносить пятиэтажки, или не отселять аварийные дома. А префект ЮВАО Владимир Зотов возмутился поставленным перед округом планом по «выморочному» (освобождаемому в связи со смертью и переездом) жилфонду. «Мы не можем обеспечить больше 7 тыс. кв. м., а нам планируют 11 тыс. Мы же и так ломаем людей через колено, оставляем коммуналки!» — заявил префект.

«Мы заложили в программу то, что есть, — отбивался Сапрыкин. – Но мы просим пересмотреть эти цифры. Если не увеличить ввод муниципального жилья и не добавить денег на субсидии – мы не справимся». По мнению Сапрыкина, решить эту задачу можно путем покупки нового жилья на рынке и долевого участия города в инвестиционных контрактах. Но главный ресурс – сокращение масштабов коммерческого строительства и увеличение строительства по городскому заказу.

Впрочем, в мэрии и Мосгордуме уже не раз звучали заявления о переориентации строительных программ города с коммерческой застройки на муниципальную. Однако в долгосрочной стратегии развития города такие меры не предусмотрены.

Как напомнил зампред профильной комиссии Мосгордумы Валерий Скобинов, согласно одобренному городским правительством неделю назад прогнозу социально-экономического развития столицы до 2012 года, планируется дальнейшее сокращение строительства по горзаказу. И если в 2007 году на жилищные программы в Москве направлялось 49% от общего объема строительства, то уже к 2012 году планируется снизить эту цифру до 26%.

Столичный градоначальник решил оставить последнее слово за собой.

«Я не принимаю предложенные цифры, — заявил Юрий Лужков, обращаясь к Сапрыкину. – Откуда эти цифры? Тебе что, Ресин взятку что ли дал, чтобы меньше строить муниципального жилья?»

Мэр сообщил, что в Москве есть средства для муниципального строительства. Кроме того, он в очередной раз подтвердил свое обещание, что на городской земле будут строиться только социальные объекты. А заодно припомнил подмосковное руководство, которое «из эгоистичных соображений негативно относится» к столичным инициативам и не считается с федеральным законом о статусе Москвы, по которому область должна обеспечивать условия жизни и развития столицы. «Надо покупать землю в Московской области, но главный вывод – увеличивать объемы городского строительства жилья. Нужны объемы роста, и приличные, исправляйте программу», — заявил мэр, дав на исправление две-три недели.

После заседания так ничего и не понявшие журналисты буквально набросились с расспросами на заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николая Федосеева.

Не ответив на вопрос о размере взятки от Ресина, Федосеев шутливо пообещал ее вернуть, но уже всерьез повторил, что все цифры взяты из среднесрочной программы строительства на 2008-2010 годы, принятой еще в 2006 году. По его словам, если эта программа будет изменена и правительство утвердит новые цифры, сразу будут скорректированы и показатели жилищных программ.

Что касается величины этих показателей, то, по оценке департамента, горзаказ должен составлять не менее 50% от всего жилищного строительства в столице. «Эти 50% уже были бы большим достижением, — поделился Федосеев с журналистами. – Мы бы хотели, чтобы на городские жилищные программы ежегодно направлялись не менее 2,5 млн кв. м. И если для этого будут земля и бюджетные средства, мы на эти цифры выйдем».