Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Укрепление гаражного статуса

Подготовлен документ, гарантирующий права московских владельцев сносимых гаражей

Варвара Петренко 08.02.2008, 18:17

Подготовлен документ, гарантирующий права московских владельцев сносимых гаражей на адекватную компенсацию. Согласно проекту, на место в новом гаражном комплексе или на выкуп старого гаража по рыночной стоимости смогут рассчитывать даже те, кто сейчас собственниками не являются.

В Мосгордуме подготовлен законопроект «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей в городе Москве». Как пояснил автор документа Сергей Митрохин, сегодня столичные власти стараются сделать «рентабельным» каждый метр земли.

Для чего предлагается (и уже реализуется) практика, при которой на месте старых плоскостных гаражей должны появляться новые многоярусные комплексы или жилые дома с подземными парковками.

По мнению Сергея Митрохина, сейчас владельцам снесенных гаражей предлагается неадекватная компенсация.

«Я не говорю, что нельзя совсем трогать неэффективно используемую под плоскостными гаражами землю, — заявил он. — Но, если права нынешних владельцев не будут гарантированы, эта программа — чистый произвол».

Митрохин считает, что проблема должна быть урегулирована законодательно. Однако против собственников гаражей играет неопределенность их правового положения, отсутствие практики, в том числе судебной, по вопросу о равноценном возмещении при сносе гаража и законодательно закрепленных гарантий такого возмещения.

Более того, в действующем законодательстве нет даже определения понятия «гараж», что позволяет властям говорить о неправомерности их причисления к недвижимому имуществу. Гараж рассматривается как временное сооружение, что позволяет заключать краткосрочные договора аренды земельного участка (сроком менее одного года) и отказывать собственникам в регистрации такого договора, а также самого гаража как объекта недвижимости.
А когда власти принимают решение о строительстве на месте такого гаража нового комплекса, им даже не нужно гараж выкупать. Они просто дожидаются окончания договора аренды и не продляют его. В таких условиях владелец гаража вообще может не рассчитывать на компенсацию.

«Даже краткосрочный договор на аренду участка по своей сути ничтожен, так как к нему не прикладывается кадастровый план, — заявил зампредседателя Московского городского союза автомобилистов (МГСА) Григорий Венгеров. — А в декабре вообще продавили Постановление правительства Москвы, где все наши гаражи названы движимым имуществом».

В таких же условиях оказались владельцы «ракушек» и «пеналов», которым также не приходится рассчитывать на компенсацию.

Согласно подготовленному законопроекту, законным владельцем гаража признается горожанин, имеющий право собственности на земельный участок, право постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования. А также гражданин, когда-либо заключивший договор аренды земельного участка, вне зависимости от того, был ли этот договор просрочен или разорван управой района.

Таким собственникам должны быть гарантированы места в построенном городом готовом гаражном комплексе или, при желании, денежная компенсация по выкупной цене с возможностью покупки машиноместа по себестоимости в гараже, построенном инвестором.

Согласно законопроекту, выкупная цена не может быть менее суммы рыночной стоимости гаража и цены находящегося в собственности (пользования, владения) участка или цены за переуступку права аренды.

Социально незащищенным собственникам сносимых гаражей законопроект гарантирует предоставление машиноместа в гараже, расположенном в радиусе не более 500 метров (для инвалидов — не более 200 метров) от дома или места, где находился его старый гараж.

Кроме того, законопроект признает за ГСК право строить на своем месте новый отвечающий требованиям города гараж без всякого конкурса. В случае невозможности строить на старом месте власти должны предоставить участок в том же районе.

По словам Митрохина, граждане заинтересованы в самостоятельном строительстве, так как себестоимость квадратного метра в таком случае будет существенно ниже той, которую назовет инвестор. Однако, по словам Митрохина, сейчас власти препятствуют строительству гаражей силами самих владельцев, а разрекламированная программа «Народный гараж», которая должна способствовать развитию такого строительства, не работает.

Это подтверждает представитель ГСК «Граница», учрежденного в 2004 году для строительства «народного гаража». По его словам, уже 4 года назад были собраны деньги и разработана документация для строительства комплекса, однако до сих пор, как они ни бились, разрешения на строительство так и не получили.

Однако московские власти считают, что в законодательном закреплении прав владельцев гаражей нет необходимости. «Никто никого бульдозерами не сносит, — рассказал «Газете.Ru» Начальник Управления координации выполнения программ гаражного строительства Юрий Припаньковский. — Есть Гражданский кодекс, в котором все права граждан закреплены. И мы нормы этого кодекса не нарушаем».