Пенсионный советник

Народный гараж провалился

Варвара Петренко 23.01.2008, 18:48

Широко разрекламированная столичными властями программа «Народный гараж» провалена. Стройкомплекс обвиняет в этом инициативные группы, предлагающие неподходящие земельные участки и не способные договориться с «безлошадными» соседями.

Находящиеся «ближе к народу» префекты утверждают, что строительство «народного» гаража превратил в «хождение по мукам» сам стройкомплекс.

22 января столичный стройкомплекс отчитался перед правительством города о выполнении целевой программы строительства гаражей-стоянок за 2005–2008 годы.

Результаты реализации подпрограммы «Народный гараж» (строительства по инициативе жителей) впечатляют:

из включенных в программу 87 участков «народный гараж» появился только на одном, еще на трех площадках начались подготовительные работы.

Всего же префектурами вместе с инициативными группами было подобрано более 140 участков. Однако, как заявил на заседании первый замруководителя стройкомплекса Константин Королевский, «Народный гараж» для города — «больная тема».

Дефицит гаражей в Москве составляет почти 1,7 миллиона машиномест. При этом, по данным московского ГИБДД, ежегодно в столице появляется 250-300 тыс. новых автомобилей, и уже сейчас городской автопарк насчитывает более 3,5 миллиона машин.



Трехлетняя программа гаражного строительства в Москве (на 2008-2010 гг.), рассмотренная правительством города накануне, предусматривает строительство гаражей и парковок на 395 тыс. машиномест. При таких темпах решение проблемы затянется на долгие годы.



Юрий Лужков назвал этот документ программой «не развития, а стагнации» и потребовал придать ей такой же приоритет, как и программе по строительству детских садов. «Горожане не поймут власть, которая 15 лет не может решить эту проблему», — заявил он.


По его мнению, на предлагаемых участках невозможно «применение эффективных проектных решений», зачастую эти участки обременены инженерными коммуникациями или другими объектами. И, кроме того, жители, не имеющие автомобилей, категорически возражают против застройки участков, находящихся в непосредственной близости к их жилью.

С последним тезисом согласился и председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. По его мнению, «социальные претензии растут с невероятной быстротой», и надеяться на то, что острота конфликта снизится, нельзя.

«Уже сейчас происходят серьезные столкновения между автомобилистами, желающими строить, теми, кто хочет сохранить свои плоскостные гаражи, и теми, у кого вообще нет машин», — заявил депутат.

По указанным причинам, стройкомплекс решил в следующей целевой программе гаражного строительства (на 2008–2010 гг.) количественные показатели по подпрограмме «Народный гараж» вообще не планировать. Этим, видимо, объясняется и тот факт, что, по данным Мосгорэкспертизы, в 2006 году в это ведомство поступило только три, а в 2007 году — четыре проекта по строительству «народных гаражей».

Между тем, у находящихся «ближе к народу» префектов иная точка зрения на причины провала программы «Народный гараж».

«Мы занимаемся самообманом, — заявил префект Зеленограда Анатолий Смирнов, — с 2005 года без дела лежат 33 акта разрешенного использования участков. Префектура сделала все от нее зависящее, но Стройкомплексом эти участки просто не выносятся на конкурс» (для строительства «народных гаражей» — ред.)

По мнению префекта Южного округа Юрия Буланова, проблема возражения жителей против строительства гаражей вообще сильно преувеличена. «Во время объездов мы встречаемся с людьми, которые возмущаются не самим фактом строительства, а тем, что его недостаточно. Например, почему возводится паркинг на два этажа, а не три--четыре».

Строительство «Народного гаража» превратилось в «хождение по мукам», считает префект Северо-Восточного округа Ирина Рабер. «Доверие граждан к «Народному гаражу» появится тогда, когда мы будем выполнять свои обещания и в обещанные сроки, — заявила префект. — Но согласования растягиваются на годы. А время — это тоже деньги, ведь все дорожает».
Кроме того, по словам Рабер, к «Народному гаражу» в городе такое же отношение, как и к коммерческому строительству.

«Нельзя подходить к таким объектам, как к коммерческому жилому дому — «ни метром больше», — заявила она. - У нас каждое машиноместо на вес золота, но никакого увеличения площади или этажности не разрешается. При этом при подключении к мощностям задают такие объемы, как будто это огромный коммерческий объект».

Интересно, что наряду со столь жесткими требованиями к «народному гаражу» предприятия стройкомплекса фактически срывают строительство гаражей по горзаказу.

Как отметил Юрий Буланов, привлеченные для комплексной застройки инвесторы, построив жилье, игнорируют обязательства по возведению гаражей. Причем замечены в этом такие верные партнеры города, как «СУ-155» и «Главмосстрой».

«Доходит до того, что прекращают свое существование компании-подрядчики, — заявил Буланов. — И мы вынуждены вызывать тех, кто их учреждал, и обязывать достраивать».

Между тем, в стройкомплексе уже нашли альтернативу «Народному гаражу» — ею должна стать реконструкция плоскостных автостоянок.

Пока новые гаражи строят, существующие сносят. По данным зампреда комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Валерия Скобинова, за первые 6 месяцев этого года в городе были ликвидированы более 17 тыс. машиномест.

На местах недавнего скопления «ракушек», «мешавших» проезду пожарной техники или «установленных на газовой трубе» и потому ликвидированных, появляются многоэтажные паркинги и дорогие частные стоянки. А еще чаще — коммерческое жилье или торговые точки.



«Мы вымываем из Москвы доступные машиноместа, заменяя их на дорогие», — сформулировал Валерий Скобинов суть действующей в Москве программы гаражного строительства.


По словам Королевского, «наиболее перспективное направление» — возведение типовых многоэтажных модулей на основе металлоконструкций. К тому же, стоимость такого машиноместа, по оценке чиновника, не превысит $6 тыс., в то время как, в среднем по городу, место в «народном гараже» обходится в $12 тыс.

Таким образом, все опять сводится к идее строительства методом «замещения», при котором на месте старых плоскостных гаражей-стоянок должны появляться новые многоярусные комплексы или жилые дома с подземными паркингами. В стройкомплексе даже готовы — в качестве эксперимента — доверить функции заказчика реконструкции плоскостной автостоянки ее владельцам. Но беда в том, что

в Москве давно уже используется простой трюк — прекращение договоров аренды на землю. И на сегодняшний день из полутора тысяч автостоянок, входящих в Московский городской союз автомобилистов (МГСА), только 27% обеспечены действующими договорами.

Об этом заявлял при недавнем рассмотрении программы в Мосгордуме зампредседателя МГСА Григорий Венгеров. И продлить просроченные договоры, по его словам, невозможно: двумя постановлениями правительства Москвы префектурам запрещено отводить земельные участки под автостоянки, а департамент земельных ресурсов отказывается этим заниматься, отсылая горожан в те же самые префектуры.

По мнению депутата муниципального собрания «Коньково» Сергея Пыльнова, договоры аренды не продлеваются, чтобы ничто не мешало отдавать эти участки под коммерческое строительство. По этой же причине, считает Пыльнов, московским стройкомплексом была прикрыта и тема «Народного гаража», а все подобранные по этой программе участки (фактически точечная застройка) теперь выставлены на конкурс для коммерческой застройки.