Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Плевок с гаража на Конституцию

Программа гаражного строительства в Москве практически сорвана

Ирина Резник 21.11.2007, 13:56

Конфликт между московскими властями и владельцами гаражей достиг апогея. Программа гаражного строительства буксует, а на месте снесенных гаражей и стоянок строится коммерческое жилье и офисы.

В среду комиссия по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы обсудила проблему строительства гаражей в столице. Как признался начальник управления координации выполнения программ гаражного строительства московского стройкомплекса Юрий Припаньковский, несмотря на достаточное финансирование, ввод новых объектов существенно отстает от плановых показателей. Так, при запланированных на 2007 год 134,4 тыс. машиномест за 9 месяцев было построено только 65 тыс. И это еще не самая большая проблема.

Пока новые гаражи строят, существующие сносят.

По данным зампреда профильной комиссии Мосгордумы Валерия Скобинова, за первые 6 месяцев этого года в городе были ликвидированы более 17 тыс. машиномест. На местах недавнего скопления «ракушек», «мешавших» проезду пожарной техники или «установленных на газовой трубе» и потому ликвидированных, появляются многоэтажные паркинги и дорогие частные стоянки. А еще чаще коммерческое жилье или торговые точки.

«Мы вымываем из Москвы доступные машиноместа, заменяя их на дорогие», — сформулировал суть действующей в Москве программы гаражного строительства Валерий Скобинов.

Горожане же не спешат покупать места в новых гаражах, значительно превышающих по стоимости сами машины, и существенная их часть простаивает (как признают риэлтеры, хорошо идут только самые дорогие машиноместа — по $30–40 тыс. в районах элитных домов). Автовладельцы бросают свои машины во дворах и на тротуарах (не помогают справиться с этой ситуацией и штрафы в 2 тыс. рублей за парковку на тротуаре). И сейчас в Москве, по словам начальника отдела транспорта и дорог НИиПИ Генплана Михаила Крестмейна, стоящий транспорт создает больше проблем, чем движущийся.

Дальше, как заявили участники обсуждения, будет еще хуже. По словам зампредседателя Московского городского союза автомобилистов (МГСА) Григория Венгерова, в программе строительства гаражей на ближайшие три года впервые отсутствует экономическое стимулирование ее участников. «Уже 12 лет назад участников гаражного строительства освобождали от доли затрат на инфраструктуру, а сегодня эта доля внесена в конкурсную документацию, и участок получает тот, кто больше за него заплатит», — рассказал Венгеров.

Кроме того, на конкурсы выносят не свободные, а обремененные — занятые гаражами и стоянками — участки.

Причем выделение компенсационных машиномест взамен ликвидированных в обязанность инвестору не вменяется. Как объяснил депутат Мосгордумы Сергей Митрохин, по существующему в городе порядку, инвестор лишь финансирует вывод обременений с полученного участка, а префектура его организует, не давая никаких гарантий владельцам этих «обременений».

А для того чтобы облегчить этот процесс, в Москве давно уже используется простой трюк — прекращение договоров аренды на землю. Как рассказал Венгеров, из полутора тысяч автостоянок, входящих в МГСА, только 27% обеспечены действующими договорами. И продлить просроченные договоры невозможно: двумя постановлениями правительства Москвы префектурам запрещено отводить земельные участки под автостоянки, а департамент земельных ресурсов отказывается этим заниматься, отсылая горожан в те же самые префектуры.

По мнению депутата муниципального собрания «Коньково» Сергея Пыльнова, договоры аренды не продлеваются, чтобы ничто не мешало отдавать эти участки под коммерческое строительство. По этой же причине, считает Пыльнов, была прикрыта и тема «Народного гаража», а все подобранные по этой программе участки (фактически точечная застройка) теперь выставлены на конкурс. Кроме того, власти, учитывая необходимость проведения конкурса, не позволяют выступать владельцам попадающих под снос гаражей заказчиками нового строительства.

Впрочем, все это прекрасно вписывается в концепцию программы гаражного строительства Москвы.

Как говорил ранее первый замруководителя стройкомплекса Константин Королевский, земля должна использоваться эффективно, и потому новые гаражи будут строиться методом «замещения», то есть на месте старых плоскостных гаражей должны появляться новые многоярусные комплексы или жилые дома с подземными парковками. Что до «выводимых» гаражей, то имеющие на них документы владельцы имеют право на денежную компенсацию либо на долгосрочную аренду машиноместа в коммерческом гараже. «Ракушек» это, правда, не касается, их московские власти уже давно перестали замечать. Как заявил Припаньковский, комментируя число ликвидированных машиномест: «Основные очаги сноса гаражей мы знаем, а «ракушки» нас не волнуют».

По мнению Сергея Митрохина, подобную компенсацию адекватной назвать нельзя.

«Я не говорю, что нельзя совсем трогать неэффективно используемую под плоскостными гаражами землю, — заявил он. — Но если права нынешних владельцев не будут гарантированы, эта программа — чистый произвол». Митрохин считает, что проблема должна быть урегулирована законодательно. Согласно подготовленному им законопроекту «О защите прав граждан при сносе одноэтажных гаражей в Москве», законным владельцем гаража признается горожанин, когда-либо заключивший договор аренды земельного участка, вне зависимости от того, был ли этот договор просрочен или разорван управой района. Таким собственникам должны быть гарантированы места в готовом гараже или, при желании, денежная компенсация по рыночной стоимости. Кроме того, законопроект признает за ЖСК право строить на своем месте новый отвечающий требованиям города гараж без всякого конкурса.

Впрочем, по мнению правозащитников, фабула этого закона повторяет нормы Конституции и Гражданского кодекса. «Действующее законодательство и так требует в случае вынужденного отчуждения имущества равноценной компенсации, — заявил «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Но потерять гараж в Москве проще простого, городские власти плевали на Конституцию и заняты только тем, чтобы доказать, что гараж его законному владельцу не принадлежит и все его документы не легитимны». По мнению Травина, принятие нового закона ничего не изменит. «Какая разница правительству Москвы, какой закон не выполнять», — заявил он.