Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Москва застроится по-советски

Фото: Comstock/East News
В столичном правительстве создается новая структура – департамент городского заказа капитального строительства города. Так мэрия фактически возрождает советские методы строительства жилья. Следующий шаг – создание государственных строительных организаций, которые будут конкурировать с коммерческими компаниями.

Как стало известно «Газете.Ru», в самое ближайшее время будет подписано постановление правительства Москвы о создании департамента городского заказа капитального строительства города. Новой структуре передаются функции главного распорядителя и получателя бюджетных, в том числе и федеральных, средств, направляемых на строительство по госзаказу и реализацию городских целевых программ.

Кроме того, департамент будет выполнять роль государственного заказчика: размещать госзаказ, организовывать и контролировать проектирование строительства, утверждать его стоимость.

Возглавит новый департамент гендиректор «Москапстроя» Леонид Маносов.

Как объяснил «Газете.Ru» первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, необходимость создания департамента обусловлена изменениями Бюджетного кодекса РФ, в результате которых повышается ответственность за использование бюджетных средств (распоряжаться которыми теперь имеет право только структура госвласти) и вводится понятие, когда госзаказчик должен фактически выполнять функции застройщика.

А так как в Москве до сих пор существовало 28 рассредоточенных государственных заказчиков, то в отраслевых департаментах и комитетах пришлось бы создавать новые подразделения, что повлекло бы серьезные финансовые расходы.

«Поэтому было принято решение создать единого государственного заказчика, изъяв эти функции у отраслевых департаментов и комитетов, – рассказал Росляк. – В частности, у них изымается функция распорядителей бюджетных средств, но при этом отраслевая система планирования капитального строительства сохраняется».

Как подчеркнул Юрий Росляк, раньше система такого рода в городе уже существовала, называясь Главным управлением капитального строительства Мосгорисполкома.

Сейчас практически происходит воссоздание подобной единой системы. «У такой системы есть определенные преимущества – например, возможность планировать, выстраивать подготовку и реализацию среднесрочных и долгосрочных программ, – считает первый заместитель мэра. – И, кроме того, оптимизируется организация процесса, сокращается многозвенность, взаимные согласования, что поможет снять целый ряд бюрократических барьеров».

При этом московские власти обещают, что «правила игры» в столице будут прежними. Остается обязательным наличие всей градостроительной документации и оформление земельных отношений, разработка на конкурсной основе проектно-сметной документации, привлечение на конкурсе исполнителей этого заказа, в том числе технического заказчика на сопровождение.
Но платить за выполненные работы будет непосредственно госзаказчик.

По словам Росляка, первым делом к новому департаменту перейдут объекты жилищного строительства – наиболее массовые и объемные по расходам. Следом – социальные объекты, и затем – инженерная инфраструктура. «Наша работа заключается в том, чтобы поэтапно, уже с этого года, департамент приступил к исполнению функций госзаказчика, но при этом, вводя систему, мы бы не допустили сбоев в реализации инвестиционных программ города», – отметил он.

Выбор кандидатуры Леонида Маносова на роль руководителя департамента Росляк объясняет его большим опытом аналогичной работы – на протяжении многих лет Маносов возглавлял ОАО «Москапстрой», являвшийся основным городским заказчиком. «Тот объем, который сегодня организует и сопровождает «Москапстрой» как акционерное общество, сопоставим с объемом городского заказа, который будет реализовываться новым департаментом», – отметил Росляк.

Контролировать работу новой структуры так же, как все другие отраслевые департаменты, будет Мосинвестконтроль. Кроме того, в базе регистрации контрактов в департаменте по конкурентной политике, будет создана новая система – система регистрации исполнения контрактов.

«База данных позволит нам сопоставлять условия, на которых заказ был размещен в ходе конкурса, и условия, на которых был исполнен, – объяснил Росляк. – Любое несоответствие итогов выполнения контракта с первичными условиями – по срокам, по цене, по номенклатуре – будет сразу фиксироваться и становиться предметом персонального разбора».

Сами крупные застройщики пока не сформировали своего мнения относительно нововведений.

Появление новой структуры не смогли прокомментировать ни в корпорации Mirax Group, ни в группе компаний ПИК. Затрудняются что-либо сказать по этому поводу в Ассоциации строителей России.

По мнению члена комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Ивана Новицкого, идея новой структуры разумная и, в случае если не будет злоупотреблений, пойдет на пользу делу. «От того, что правила будут прописаны более четко, никто не проиграет, – заявил Новицкий «Газете.Ru». – Политика горзаказа будет прописана и в готовящемся сейчас в Мосгордуме законе «Об инвестиционной деятельности в Москве». В принципе, отдельная специальная структура сможет упорядочить и лучше контролировать выполнение городского заказа».

Между тем, по мнению ряда экспертов, использовать советский опыт городские власти заставляет суровая необходимость – внешние условия изменились не в пользу коммерческого строительства.

Как считает член президиума РАЕН (Российской академии естественных наук) д.э.н. Ирина Рукина, прежде строительство 1 кв. м коммерческого жилья позволяло (теоретически) строить 1,3 кв. м муниципального. Сейчас, даже несмотря на то что свою долю город стал брать «живыми» деньгами, не удается удержать соотношения даже один к одному. Изменились экономические условия, принят ряд федеральных законов, сокративших сверхприбыли коммерческого строительства, увеличилась цена входа на сам этот рынок.

«Именно это подвигло московские власти к тому, чтобы изменить принципы строительства и начать строить за бюджетные деньги, – заявила «Газете.Ru» Рукина. – Но другого выхода нет, очередь не движется, другие городские программы также не решают этой проблемы – это застой».

«А для того, чтобы строить за бюджетные деньги, разумеется, нужна госструктура, аккумулирующая средства и осуществляющая контроль».

По мнению Ирины Рукиной, бизнес сможет, конечно, принять участие в строительстве социального жилья, весь вопрос в том, на каких условиях. Еще сложнее будет требовать от коммерческих структур комплексной застройки.

Поэтому следующий шаг властей эксперт видит в создании государственных строительных организаций, которые будут получать подряды без конкурса и работать без прибыли: «В итоге получится государственная компания, которая в качестве девелопера будет готовить площадки и документацию, и одна будет строить муниципальное жилье. Как в советские времена».