Пенсионный советник

Почему у нас резко взлетели цены на жилье

Петр Стрешнев, гендиректор агентства недвижимости 29.11.2006, 20:38

Странно, все же, получается: граждане Объединенных арабских Эмиратов за тридцать лет существования своего государства пересели с верблюдов на мерседесы и сменили пальмовые хижины на дворцы, а мы, также богатея от нефти, только усугубляем свои проблемы.

В качестве «личного опыта» мы публикуем письмо нашего постоянного читателя Петра Стрешнева. — ред.

Безусловно, вопрос налогового регулирования рынка недвижимости очень важен при решении проблемы доступного и комфортного жилья для граждан России. Но то, как мы начали его решать очень похоже на очередную компанию, которая не принесет пользы ни государству, ни, тем более, нашим гражданам.

Вместо того, чтобы выявить системную причину повышения цен на жилье и как-то локализовать ее в интересах большинства граждан, мы опять стали искать «козлов отпущения», типа инвесторов, строителей и производителей цемента.

Не виноватые они, не они инициаторы этого роста! И ни какие государственные строительные корпорации с их предполагаемыми огромными объемами строительства его не победят, поскольку не затрагивают первопричин выхода на свободу пагубного для всех джина, имя которому коррупция! Проглотит она все эти объемы, и не подавится.

Недавно первый заместитель Генерального прокурора России А.Буксман привел любопытные факты, которые, как мне представляется, дают ключ к пониманию вопроса, почему у нас резко взлетели цены на жилье.

Оказывается, годовой коррупционный бюджет у нас в стране составляет 240 миллиардов рублей, а среднего масштаба чиновник «имеет возможность заработать» за год на двухсотметровую квартиру!

Очевидно, и два года назад такая возможность у него была. Но вложить эти деньги, купив такую большую квартиру или, вместо нее, три-четыре-пять квартир поменьше, особого резона у него нет.

Вот, если бы стоимость обычной квартиры была бы существенно больше, тогда другое дело, процесс ее покупки на общем ценовом фоне нивелировался бы. А дальше у нас начинают развиваться события, которые в совокупности претендуют на некоторые признаки системности.

Сначала отменяется контроль над крупными покупками граждан. Затем гражданам объявляют, что скоро жилье для них станет доступным, они верят и приостанавливают покупки до лучших времен. А далее принимается 214-й закон, своего рода детонатор, который и подрывает цены на жилье.

Таким образом, был создан, своего рода, плацдарм для внедрения на рынок жилья коррупционных денег.

Сейчас наш рынок похож на спящего в вольере удава, который переваривает крупное подношение. Но где гарантия того, что с очередной откармливаемой для него жертвой, этот удав не превратится в свирепого дракона, который, снеся вольер, не пережрет и кормящих, и всех, кто за этим наблюдает? Такой гарантии пока нет.

Президент Владимир Путин, выступая на съезде профсоюзов, правильно заметил, что для выполнения программы доступного жилья нужна прогнозируемая стабильность. Вот ее и надо обеспечить на рынке недвижимости, возобновив, в первую очередь, контроль над крупными покупками граждан, оградив тем самым рынок от нового пришествия неправедных денег.

Также было бы не лишним, при нашем то дефиците жилья, принять меры, ограничивающие права некоторых категорий иностранных граждан в его приобретении.

Если ты инвестируешь свои средства в развитие нашей экономики, пожалуйста, покупай, а если скопил на торговле арбузами, то, уж, извиняй. По-моему, это правильно. Выполнив эти два условия, можно уже спокойно заняться и созидательной работой по решению жилищной проблемы россиян.

Принципиален вопрос, как это нужно делать? Думаю, власти надо принять такие решения, которые сделали бы наших граждан активными участниками процесса реализации национального проекта. Ведь, в великих войнах побеждали, а эту проблему, что, не решим?

Одним из главных инструментов приобщения граждан к этой работе должна стать система налогового регулирования рынка жилья. На то, какой она должна быть, меня натолкнули воспоминания о посещении Египта. В пригороде Каира очень много новостроек, дома так себе, не в пример нашим московским. Удивило то, что многие дома не были достроены до крыши, а в них уже жили люди.

Поинтересовался у гида, как же можно жить в таком дискомфорте? Оказывается можно, поскольку комфорт там другой.

Представьте себе, семья на очень льготный государственный кредит начинает строить дом, построили первый этаж и заселились. Когда кто-то из детей или внуков создает свою семью, надстраивается второй этаж, третий и так далее. До тех пор, пока дом, в соответствии с проектом, не будет доведен до крыши, никакого налога граждане не платят, а когда начинают платить, то он уже распределяется на большое количество родственников, поэтому вполне для них приемлем. Согласитесь, не плохой резон людям размножаться!

Жалко, конечно, что у нас часто ненастная погода, но, ведь, принцип то правильный, и его можно было бы взять на вооружение! Если граждане улучшают свои жилищные условия, то есть активно участвуют в реализации национального проекта, то освобождаются от уплаты налогов по операциям с жильем.

Если же граждане ухудшают свои жилищные условия или занимаются бизнесом на перепродажах квартир, то должны платить налоги по полной программе.

Для того, чтобы этот принцип действовал, необходимо выполнение трех условий. Первое, налоги должны начисляться не из расчета коммерческой, а из расчета периодически устанавливаемой государством стоимости квадратного метра типового жилья, в том числе и строящегося. Совершенно очевидно, что эта стоимость будет адекватно отражать реальную стоимость, поскольку рынок станет прозрачным. Второе, налоги должны браться не абстрактно с квартиры, а конкретно с каждого собственника недвижимости. Третье, в вопросах уплаты налогов должны быть сняты все временные ограничения по владению жильем.

Если эти условия будут выполнены, единственным критерием уровня жилищных условий станет стоимость жилого помещения, находящегося в собственности гражданина, на которой он проживает, в государственных ценах. Более ничего не надо придумывать, иначе залезем в дебри. Правда есть два исключения.

Первое. Как быть со старушкой, которая владеет излишней площадью и хочет поменять ее на меньшую площадь? Брать с нее налоги?

Нет, не брать. Старушка - активный участник реализации государственной программы, она должна иметь возможность провести такую операцию без уплаты налогов, может быть один раз.

Второе. А как быть с такой ситуацией? Молодой человек владеет однокомнатной квартирой, женится, в семье рождается ребенок. Семья, накопив необходимые деньги, решает продать однокомнатную и купить двухкомнатную квартиру, причем покупают в равных долях. Формально, в соответствии с этой системой, уровень жилищных условий молодого человека стал ниже.

Брать с него налоги? Ни в коем случае. Молодой человек со своей супругой являются активными участниками решения демографической проблемы!

Подводя итог выше сказанному, напрашиваются следующие выводы. Успешно реализовывать государственный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России» можно только общими усилиями власти и граждан, когда будут обеспечены условия их тесного партнерства в этом процессе. В первую очередь, нужны воля и инициатива государства.
Идеализм? Возможно. Но, чтобы мы от этого чувства со временем избавились, наверное, и надо начинать платить налоги.