Ужас московского подземелья

Фото: Константин Куцылло
Более 90% вагонов и колесных пар Московского метро имеют трещины и могут развалиться на ходу. Машинисты столичного метро, которым в подземке приходится проводить целые сутки, больше не смогли молчать и нарушили инструкцию о неразглашении подобной информации.

В среду работники Московского метрополитена провели акцию протеста у здания администрации столичной подземки. Однако кроме обычных для таких акций требований увеличения зарплаты и улучшения условий труда у пикетчиков есть и другой, не менее серьезный повод для выступлений.

Работники метрополитена боятся за жизнь. Как свою, так и пассажиров.

Как сообщила председатель профсоюза метрополитена Светлана Разина, администрация подземки заставляет машинистов выводить на линию заведомо неисправные поезда, не соблюдая при этом элементарные нормы техники безопасности.

По словам Разиной, участившиеся в последнее время аварии в метро связаны, в частности, с тем, что 96% головных вагонов имеют трещины.

«Знаете, как отреагировала администрация? Она выпустила инструкции о том, что в случае обнаружения трещины ее следует очистить, параллельно нанести белую, желтую или красную краску и наблюдать», — возмущается Разина. По ее словам, для обеспечения безопасности она бы порекомендовала пассажирам перед тем, как войти в головной вагон, проверить низ кузова.

«Если увидите цветные полосы — лучше отойдите в сторону, не заходите в вагон», — говорит председатель профсоюза.

Кроме того, по ее словам, большинство вагонов метро имеют дефекты тележек колесных пар. «Когда вагоны отправляют на ремонт, только 10% колесных пар не имеют трещин», — отметила Разина. Председатель профсоюза отметила, что из-за этого в метро периодически случаются крупные аварии. «В 2003 году, когда лопнула тележка, поезд сошел с рельсов, а разлетевшиеся детали уничтожили оборудование в туннеле на протяжении примерно 200 метров», — привела пример Разина.

Кроме того, отсутствует техническая документация на поезда, многие детали не соответствуют имеющимся чертежам. «Такое ощущение, что поезда у нас собирают на глазок, а потом выпускают их на линии, — возмутилась она. — А руководство метро, вместо того чтобы ремонтировать поезда, постоянно увеличивает межремонтный пробег».

Руководство метрополитена постоянно умалчивает о нештатных ситуациях.

«То, что мы знаем, — это лишь небольшая часть от реального количества происшествий, — заявила Разина. — В любом случае это опасно для здоровья и жизни пассажиров».

Она также обвинила начальство в несоблюдении важных пунктов инструкций и правил культуры обслуживания пассажиров. «Например, в этом году на одной из станций произошел пожар. Чтобы его потушить, пользовались порошковым огнетушителем. По инструкции, после этого необходимо промыть станцию. Начальник метрополитена запретил закрывать и мыть станцию. Промывку сделали только через три часа, когда ядовитый порошок с пылью уже растащили составы. Всем этим дышали пассажиры», — отметила председатель профсоюза.

В свою очередь, член профкома Московского метрополитена Николай Гостев заявил, что метрополитен не может выполнять свою роль и как стратегический объект. По его мнению, это стало ясно 25 мая 2005 года, когда на нескольких ветках подземки во время энергетического кризиса отключилось электричество и многие составы остановились в туннелях. «Эвакуация пассажиров была организована ужасно. Поезда остановились, никто долго не мог разобраться, что же случилось, дадут свет или не дадут. Пока начальники созванивались, поезда ждали в туннелях. Только через 40 минут стало ясно, что нужно проводить эвакуацию. Это всегда очень сложно. А сейчас осложнено еще и тем, что после взрыва на «Автозаводской» в вагонах сняли все входные мостики-ступеньки. Из-за этого людей пришлось снимать на руках. Только из одного депо было заблокировано около 10 составов — от «Серпуховской» до «Бульвара Дмитрия Донского». Из них два — на станции, восемь — в туннелях. К шести из них подошли милиционеры и помогали высаживать людей. Два машиниста на руках самостоятельно снимали весь вагон. Люди были уставшие, нервные, батареи к этому времени сели, было темно и страшно. Хорошо хоть паники не было. Иначе жертв избежать бы не удалось, — рассказал Гостев. — Мы не сможем никого эвакуировать и не сможем никого укрыть, если будет нужно. Повсюду бардак, никакие действия не отработаны. В инструкции для машинистов написано только, что они не имеют права разглашать информацию».

В пресс-службе Московского метрополитена комментировать заявления машинистов отказались, предложив написать запрос в администрацию подземки. Пока «Газета.Ru» никакого ответа на посланный запрос не получила.