Управление дебиторской задолженностью позволяет на основании формальных критериев рассчитывать сроки и условия отсрочки, оценивать уровень риска и принимать решения по расчетам с контрагентами. Взыскание долгов — это последний шаг, который при грамотном управлении задолженностью делать не придется.
Проанализируйте контрагентов
В случае с компаниями, с которыми вы уже не раз работали, рекомендуем классифицировать их по значимости для вашего бизнеса, финансовой дисциплине и сумме выручки от сделок. После, предоставляя отсрочку платежа, пользуйтесь этой классификацией для определения приоритетов — кому стоит можно отсрочку сейчас, а кому нет.
Хороший способ снизить риски в работе с партнерами, с которыми не наработана история сотрудничества, — обратиться в сервис проверки контрагентов. С его помощью можно узнать, как у партнера обстоят дела с платежной дисциплиной и стоит ли с ним работать.
Установите лимиты
Допустимый уровень дебиторской задолженности зависит от планов развития бизнеса. Если вы активно наращивает долю рынка, можно допускать более высокие риски. Если же в приоритете сохранение стабильности, лимиты должны быть настроены более жестко.
Создайте систему мониторинга
Поручите отделу продаж следить за расчетами. Настройте оповещения в CRM: о готовности всех необходимых для оплаты документов, о приближении срока платежа, чтобы менеджер мог напомнить клиенту об оплате, о просрочке, если она произошла. У вас должен быть регламент с указанием, как и когда действовать при задержке клиентами платежей. Например, за пять дней до даты платежа сотрудник звонит клиенту, на третий день просрочки отправляет письмо с уточнением о платеже, а через 90 дней передает клиента отделу по работе с просроченной задолженностью.
Пользуйтесь защищенными способами расчета
— Банковская гарантия. Такой способ расчета подходит, если вы проводите одноразовую сделку. Например, это первая сделка с новым клиентом и вам надо убедиться в его платежной дисциплинированности. Банк выдает гарантию на сумму сделки. Если покупатель вовремя не заплатит, это сделает банк.
— Факторинг. Это, по сути, продажа дебиторской задолженности другой компании или банку, она позволяет предложить клиентам более выгодные условия отсрочки платежа и при этом избежать кассовых разрывов у продавца, так как деньги компании поступят сразу после поставки.
— Аккредитив. Защищает и продавца, и покупателя: деньги на сделку холдируются банком в момент подписания договора и перечисляются продавцу после отгрузки товара (продавец должен предоставить банку документальное подтверждение об этом).
Подробнее об инструментах, с помощью которых бизнес может пережить сложные времена с минимумом потерь, читайте на новом портале для большого бизнеса СБЕР Про.