23 сентября 2017

 $57.55€68.76

18+

3722041

За Путина почти без Путина

Кампания в поддержку Путина будет отличаться от предыдущих выборов

Фотография: ИТАР-ТАСС

Присутствие Владимира Путина в агитационной кампании будет снижено, а ставку избирательный штаб кандидата сделает на лидеров мнений в регионах. «Газета.Ru» выяснила, чем нынешняя кампания будет отличаться от президентских выборов 2000 и 2004 годов.

4 февраля стартует предвыборная агитация за кандидатов в президенты. Как выяснила «Газета.Ru», избирательная кампания фаворита гонки Владимира Путина пройдет не совсем по привычным канонам. Присутствие самого кандидата в агитационной продукции и СМИ будет снижено, чтобы не раздражать тех избирателей, которым кандидат приелся. Стартует кампания с предвыборных плакатов в поддержку Путина, на которых гражданам будут улыбаться региональные лидеры общественного мнения, а не сам кандидат.

Изображение будет сопровождаться слоганом «Я за Путина», рассказывает «Газете.Ru» источник в одном из региональных штабов этого кандидата.

Во многих регионах кампания будет максимально незаметной или неактивной. «У нас агитационную продукцию ожидают только к 20 февраля, на этот раз все очень централизованно, и в ее изготовлении мы даже не участвуем», — рассказал «Газете.Ru» источник в администрации одного из северных регионов России. При этом сами плакаты будут вешать только в городах с населением свыше 50 тысяч человек.

Работа со СМИ

Установки не переусердствовать с Путиным даются и в подконтрольных СМИ. Так, в новостных выпусках федеральных телеканалов сюжеты о Путине часто даются второй или третьей новостью, а не центральной, как было в предыдущие кампании 2000 и 2004 годов.

Перед федеральными государственными СМИ стоит задача продемонстрировать политическую оттепель и донести до избирателя мысль, что выборы проводятся по закону и Путин победит в честной борьбе, утверждает источник «Газеты.Ru» в окружении Константина Костина, который возглавляет управление администрации президента по внутренней политике и по-прежнему курирует информационную политику.

«Установки простые: не делать фокус на Путина, но объяснять, что выборы честные, что да, его оппоненты существуют, у них есть доступ к СМИ, что конкуренты есть и они имеют равные с Путиным возможности, но сторонников Путина больше, а главное, все они уважаемее люди».

В большинстве регионов уже прошли встречи руководителей местных СМИ с ответственными за выборы чиновниками. На них дана установка делать акцент не на самом Путине, а на его «живом стороннике», рассказывает источник в одном из региональных штабов. Сторонники должны объяснять, почему при Путине 12 лет было хорошо и почему ему нет альтернативы. Оппозицию при этом просят не трогать, чтобы не спровоцировать рост протестных настроений.

Главное, чего они опасаются, — это даже не критики Путина, а сообщений о массовых нарушениях на выборах и того, что Путина якобы выберут не добровольно, потому что именно это может спровоцировать новые протесты, такие сюжеты показывать категорически запрещено», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Корреспонденты региональных изданий подтверждают, что подобные установки действительно были. «Около двух-трех недель назад наше краевое управление по печати собирало редакторов подконтрольных СМИ. Там прозвучало, что «надо набрать не менее 50%» (как задача) и что «надо использовать порядка 40 ЛОМов (лидеров общественного мнения) — список определен, вставлять их во все публикации, чтобы рассказывали, какой Путин хороший», — сообщила «Газете.Ru» корреспондент издательского дома «Алтапресс» Анна Качурина.

«Провластные СМИ на Урале выполняют установку делать акцент не на личности Путина, а на «уральском рабочем», который его поддерживает и может объяснить почему на конкретных примерах», — говорит корреспондент «Ура.Ru» Михаил Вьюгин. Источником установок журналисты называют штаб Путина и говорят, что самое деятельное участие в этом принимает вице-губернатор Алексей Багаряков.

Встреча чиновника со СМИ на минувшей неделе закончилась скандально. Один из участников встречи, генеральный директор медиахолдинга «Качканарский четверг» Юрий Лаптев в своем блоге опубликовал аудиозапись, на которой Багаряков предлагает оплачивать положительные материалы о Путине, основу для которых будет давать администрация. При этом никаких договоров об оплате из избирательного фонда не планируется, подчеркивает Багаряков. «Фактически нам предложили гнать «джинсу», — возмущается Лаптев.

В приемной Багарякова комментировать данную информацию отказываются, не подтверждая и не опровергая ее. «Вы можете написать об этом в любой формулировке, мы вам доверяем», — сказала «Газете.Ru» личная помощница Багарякова.

Избирателю лично

Значительный упор в кампании будет делаться на агитационные встречи, которые лидеры мнений будут лично проводить с избирателями. В распоряжении «Газеты.Ru» оказалось письмо от главы региональной общественной приемной Путина в Саратовской области, адресованное главам муниципальных районов и в местные отделения «Единой России».

«Провести сверку и предварительно определить (не менее 20 человек от района) лидеров общественного мнения (уважаемые и значимые люди, которые будут самостоятельно проводить разъяснительные встречи с населением). В срок до 14.00 мск 27.01.2012 предоставить в Народный штаб график встреч лидеров общественного мнения с избирателями на весь предвыборный период. Каждую пятницу до 12.00 мск начиная с 03.02.2012 предоставлять в Народный штаб отчет по проведению встреч», — гласит документ, к которому приложены формы отчетности: дата, место встречи, ФИО лидера общественного мнения, количество участников, проблемные вопросы и краткие итоги встречи.

Правда, руководитель общественной приемной Путина в Саратовской области Лариса Колязина в разговоре с «Газетой.Ru» подлинность документа отрицала и назвала его провокацией.

Сам механизм привлечения лидеров мнений изменился, рассказывает источник «Газеты.Ru» в одном из региональных штабов. «Сурков (бывший первый замглавы администрации президента Владислав Сурков. — «Газета.Ru») мотивировал людей не только быть «за кого-то», но и против, играя на личных конфликтах различных лидеров общественного мнения. Человек выступал не только «за Путина», но и «против коллеги из соседней больницы», это очень мобилизовывало. Володин действует иначе: региональные лидеры общественного мнения приглашаются по одному в приемные Путина для разговора, их расспрашивают о проблемах, обещают помочь, призывают присылать предложения в программу и потом просят помочь ее реализовать — выступить за Путина», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

«Непонимание, кто за что отвечает»

Впрочем, на практике кампания Владимира Путина уже сталкивается с серьезными организационными сложностями. В регионах, где «Единая Россия» на выборах получила менее 45%, губернаторы отстранены от ведения кампании, а это серьезный удар по старой налаженной схеме, утверждает источник «Газеты.Ru», работающий в одном из штабов как раз в таком регионе. В этих сложных случаях функции проведения кампании возложены на полпредства. Эту информацию подтверждает собеседник «Газеты.Ru», близкий к администрации Свердловской области, а также другой собеседник из Архангельской области.

«Мобилизацией админресурса и ведением кампании занимается полпредство, контактируя напрямую с мэрами минуя губернаторов», — рассказывает один из собеседников. Но, так как полпредства обычно не занимаются технологической стороной кампании и плохо себе представляют, как это делается, происходит неразбериха. «Совещания длятся по шесть часов, пытаются давать какие-то установки, чтобы провести кампанию мягко и при этом мобилизовать админресурс.

В итоге на местах все происходит как обычно: организуется «правильное» голосование, в СМИ происходят об этом утечки, внутри штаба царит бардак и непонимание, кто и за что отвечает», — рассказывает источник в региональном штабе свои впечатления.

«Не могу прокомментировать данную информацию», — сказал «Газете.Ru» руководитель управления полпредства в Уральском федеральном округе по связям с общественностью Яков Силин.

Несоответствие публичного образа кампании тому, что происходит по факту, может привести к плачевным последствиям, считает один из политтехнологов в штабе Путина. «Так можно действительно доиграться до второго тура. Уличное противостояние таким образом выиграть невозможно, и это играет только на руку оппонентам Путина, как и явное несоответствие картинки в СМИ действительности», — говорит политтехнолог.

По его словам, в штабе всерьез начали обсуждать возможность второго тура.

Фактический руководитель штаба Володин является сторонником победы в один тур и никак иначе, в то время как сотрудники администрации из числа окружения его предшественника Суркова советуют побеждать во втором туре. Глава администрации Сергей Иванов прислушивается к этой точке зрения, однако аргументы Володина Путину нравятся больше, утверждает собеседник.

«Главный довод в пользу первого тура — это опасность консолидации во втором туре всех сил, враждебных Путину», — говорит собеседник. Владимир Путин публично в среду высказался против возможности второго тура, заявив, что опасается «известной дестабилизации политической ситуации».

Второй тур выборов исключать нельзя, однако штаб будет работать на победу в первом туре, сказал «Газете.Ru» один из членов федерального штаба Путина депутат Госдумы Владимир Бурматов
«Как член штаба, я, конечно, рассчитываю на победу кандидата в первом туре, и социологические данные таковы, что шансы на это очень хорошие. Конечно, определяющим будет мнение избирателя, и исключить возможность второго тура не может никто, но пока данные опросов по доверию избирателя и намерению голосовать за разных кандидатов, вероятность победы в первом туре весьма высока», — считает Бурматов.

Действия штаба Путина создают главные риски для его победы, считает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Внешняя сторона кампания Путина строится по известной имиджевой модели, когда, чтобы кандидат не надоедал избирателю, людей за него агитируют известные люди или «люди из народа». Эта модель использовалась для кампании Виктора Януковича в 2004 году, и ничего нового в ней нет, говорит политтехнолог.

«Фактически ведутся две параллельные кампании, те установки, которые получают СМИ, и агитация известных людей за Путина обеспечивают прикрытие второй, настоящей кампании, задача которой — мобилизовать административный ресурс и обеспечить победу в первом туре. Пока то, как эта схема воплощается в жизнь, выглядит не очень впечатляюще, — считает Павловский. — Это набор из нескольких проектов, никак между собой не согласованных, все это производит противоречивое впечатление и мешает Путину выиграть. Главная опасность для кандидата Путина — это его собственная избирательная кампания и действия системы, которая выходит из-под контроля».

  • Livejournal

Уважаемые читатели! В связи с последними изменениями в российском законодательстве на сайте «Газеты.Ru» временно вводится премодерация комментариев.

Новости СМИ2
Новости СМИ2
Новости net.finam.ru