Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Даже не думайте о ЕС: что готовят для стран бывшего СССР

В Евросоюзе пересматривают программу «Восточного партнерства»

Евросоюз намерен определить новые долгосрочные цели для программы «Восточное партнерства», которая нацелена на развитие связей Брюсселя с шестью постсоветскими странами: Украиной, Молдавией, Грузией, Белоруссией, Арменией и Азербайджаном. Страны старой Европы не устраивает использование формулировок, позволяющих бывшим советским республикам думать, что участие в программе — это путь к вступлению в ЕС.

«Евросовет с заинтересованностью ожидает следующий саммит «Восточного партнерства», который должен обсудить результаты, достигнутые после предыдущей встречи в верхах в 2017 году, утвердить долгосрочные политические цели, наметить путь для дальнейшего усиления и расширения сотрудничества», — говорится в опубликованном в понедельник заявлении Евросовета.

Это заявление является ориентиром для формирования предстоящего саммита «Восточного партнерства», который должен пройти в середине июня.

В ЕС рассчитывают, что по итогам саммита «будет получен мандат на подготовительные работы» для определения «следующего поколения задач» на период после 2020 года.

При этом общий вектор политики в ЕС, по сути уже определили. В документе отмечается, что участие в «Восточном партнерстве» не является дорогой к вступлению в ЕС, как это часто воспринимают на Украине и в Грузии. «Восточное партнерство» — лишь инструмент политической и экономической интеграции Евросоюза со странами бывшего СССР.

11 неоднозначных лет

Таким образом, был подведен итог 11-летней работы программы. За эти годы существования программы три государства — Грузия, Молдавия и Украина — подписали соглашения об ассоциации с ЕС и получили возможность безвизового въезда в страны Европейского союза.

Правда, в отношении Грузии и Украины не все так гладко, учитывая, что граждане этих стран часто используют туристические визы в рабочих целях, в ЕС даже время от времени грозятся отменить режим безвизовых поездок.

В декабре 2018 года в опубликованном Еврокомиссией ежегодном отчете по выполнению соглашений о безвизовом режиме со странами Западных Балкан и программы «Восточного партнерства» говорилось о нарушениях соглашения со стороны Украины. Представители Еврокомиссии отмечали, что украинским властям еще предстоит выполнить требуемые критерии для либерализации визового режима. Аналогичная критика звучала и в адрес Грузии.

Не слишком удачным оказалось и сотрудничество «Восточного партнерства» с Молдавией. Ожидания от работы с этой страной оказались завышенными. Несмотря на декларируемую приверженность демократии, страна долгое время де-факто оставалась под контролем олигарха Владимира Плахотнюка. Эту ситуацию удалось исправить только в прошлом году, а ключевую роль в этом сыграли симпатизирующие России президент Игорь Додон и Социалистическая партия.

Одной из главных проблем «Восточного партнерства» стало то, что организация до сих пор не получила масштабного финансового обеспечения. Правда, в ЕС пытаются выполнить работу над ошибками — в рамках партнерства уже давно обсуждается вопрос помощи Евросоюза в модернизации дорожной инфраструктуры стран членов-программы.

Отличительной особенностью «Восточного партнерства» долгое время было использование площадки для критики России.

Особенно отчетливо это было видно после 2014 года, когда президентом Украины стал Петр Порошенко. В Москве всегда сохраняли достаточно настороженное отношение к «Восточному партнерству», считая, что его главная цель — разрыв связей между Россией и странами постсоветского пространства.

Польский проект

Определенная логика в этом была: инициатором проекта был жестко настроенный по отношению к России тогдашний глава МИД Польши Радослав Сикорский. Польша активно защищает достижения «Восточного партнерства».

Например, прошлым летом «главный поляк Евросоюза», бывший польский премьер-министр и экс-глава Евросовета Дональд Туск вступил в заочную дискуссию с президентом России Владимиром Путиным: по его словам, распад СССР стал не «крупнейшей геополитической катастрофой XX века», а «благом для грузин, поляков, украинцев и всей Центральной и Восточной Европы».

Эти слова отражают концепцию восточной политики Польши, которая ощущает себя последним форпостом Европы, призванным нести свет западной цивилизации на дикий Восток.

Речь идет о концепции Междуморья — возглавляемой Польшей федерации, в которую должны были войти Украина, Молдавия, Белоруссия и страны Балтики. Эту идею продвигал еще «отец польской нации» Юзеф Пилсудский, но даже после Второй мировой войны она продолжала жить.

Польский эмигрант Юлиуш Мирошевский в 1974 году опубликовал ставшую классикой местной политической мысли статью «Польский комплекс России и территория УЛБ», в которой писал: «Умерли ли в нас империалистические тенденции, является ли исторический русский «польский комплекс» безосновательным? Не думаю. Много ныне живущих поляков мечтает не только о польском Львове и Вильнюсе, а даже о польском Минске и Киеве. Многие считают идеалом независимую Польшу в федерации с Литвой, Украиной и Беларусью, иными словами, альтернативой русскому империализму может быть только польский империализм, и всегда было так».

Именно Польша стала главным лоббистом евроинтеграции Украины, Молдавии, Грузии и других стран постсоветского пространства. В отличие от Турции, которая проводила аналогичную политику на руинах бывшего СССР в Закавказье и Средней Азии, у Польши было существенное преимущество — реальное членство в Евросоюзе.

Примечательно, что на заре формата поляки пытались подключить к нему и Калининградскую область, но Москва эту инициативу предсказуемо не одобрила.

Москва особенно неоднозначно относится к инициативе «Восточное партнерство» в отношении Украины. Глава МИД России Сергей Лавров призывал Запад не ставить Украину перед выбором «или-или».

«Мы очень хотим добрососедства с Украиной и хотим, чтобы наши западные коллеги, которые выстраивают целый ряд своих программ, включая «Восточное партнерство», не ставили наших соседей, включая Украину и любые другие страны, перед выбором «или-или», — заявил глава российского внешнеполитического ведомства летом 2017 года.

Работа над ошибками

Однако справедливости ради необходимо отметить, что по мнению некоторых экспертов Москва и сама часто оказывала давление на соседние государства с целью сделать «правильный выбор».

Ситуация изменилась, когда Кремль вполне благосклонно отнесся к тому, что один из членов «Восточного пространства» — Армения — подписал в 2017 году соглашение об углубленном партнерстве с ЕС. Источники «Газеты.Ru», близкие к внешнеполитическим кругам, называли такую реакцию «работой над ошибками».

При этом, заключив соглашение, Армения не подписала положения о зоне свободной торговли c ЕС.

Этот факт свидетельствует, что ЕС подбирает к каждой стране свои подходы, а не применяет один общий. Необходимость учитывать специфику отношений стран-участников партнерства с Россией и друг с другом привела к тому, что с каждой из них у ЕС выстроились отношения с сильной собственной спецификой. В связи с этим «говорить о странах «Восточного партнерства» именно как о единой группе можно только очень условно».

Особняком стоит одна из стран «Восточного партнерства» — Белоруссия, которая неоднократно подвергалась критике со стороны ЕС за нарушения прав человека, а само участие в программе ставилось некоторыми еврочиновниками под сомнение. Правда, в последнее время в ЕС проявляют больший интерес к Белоруссии. Ее лидера Александра Лукашенко перестали называть «последним диктатором Европы» и начали посылать ему более дружественные сигналы, а в 2018-м и 2019 году даже приглашали в Брюссель на саммит «Восточного партнерства».

Что дальше?

Хотя «Восточное партнерство» по сути польская инициатива, реализуется она все-таки под контролем Брюсселя, который предпочитает вести более аккуратную политику в отношении России. И это отсутствие солидарности, постоянное сдерживание очень злит Варшаву. Неудивительно, что Польша все чаще смотрит на США, которые не боятся ссориться с Россией при распространении своего влияния в Восточной Европе.

Нынешние решения Евросовета также бьют по польским амбициям в регионе.

Судя по всему, в Брюсселе побеждает позиция главных противников дальнейшего расширения объединения — Франции и Нидерландов.

Амстердам уже чинил препятствия Киеву в его ассоциации с ЕС. Нидерланды были последней страной Евросоюза, согласившейся ратифицировать текст соглашения с Украиной. Для того, чтобы все-таки пойти на соглашение, Нидерландам пришлось пройти через два общенациональных референдума.

Как отмечает издание DW, на нынешний расклад влияет позиция президента Франции Эммануэля Макрона, который с 2019 года держит курс на осторожное сближение с Россией. Париж выступает за избегание упоминания сотрудничества в вопросе безопасности в рамках «Восточного партнерства», очевидно не желая раздражать Москву. В итоге Совет ЕС не упомянул понятие «безопасность», говоря о построении вместе со странами «ВП» «общего пространства демократии, процветания и стабильности».

Кроме того, в Совете Европы в очередной раз напомнили, что программа «не направлена ни против кого». При этом Россия не упоминается вообще.

Главной проблемой нынешнего решения ЕС о будущем «Восточного партнерства» стало то, что в тексте соглашений об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдавией, европейская перспектива этих стран упоминается.

В качестве компромисса Совет ЕС напомнил о декларации саммита «Восточного партнерства» в 2017 году, признавшей «европейские стремления и европейский выбор» Украины, Грузии и Молдавии.

Однако о сворачивании «Восточного партнерства» речи не идет. Вероятно, лишь риторика программы станет менее агрессивной. Однако поводов для сокращения экономического и политического взаимодействия у ЕС нет.

Здесь наглядно решение о выделении странам-участницам программы пакетов поддержки для борьбы с коронавирусом. Так, для Украины было предусмотрена помощь объемом €190 млн, а для Белоруссии — более €60 млн.

Новости и материалы
В ДНР считают, что дальнобойные ATACMS не помогут ВСУ
Украинцы призывного возраста больше не смогут получить загранпаспорта за пределами Украины
Директор Медиалиги Кортава рассказал, благодаря кому вылечился от рака
Россияне распробовали смартфоны Oppo
В МИД РФ прокомментировали передачу США Украине ракет ATACMS
Губернатор Курской области рассказал об атаках со стороны ВСУ
В Подмосковье на лавочке нашли плачущего грудного ребенка
Подносова прокомментировала грядущие изменения в судебной системе
«Они дотягивают до самых вершин»: Тарасова выбрала лучшую российскую пару фигуристов
В Госдуме заявили о засилье мигрантов в Мариуполе
Названы города России с самым быстрым интернетом
Российская пенсионерка отдала целительницам на улице 770 тыс. рублей
Стало известно, что решит судьбу матча ЦСКА — «Спартак»
Венгрия поддержала мирный план Китая по урегулированию ситуации на Украине
Несовершеннолетнего пранкера в Дагестане будут судить за призыв к терроризму
Байден поручил выделить $145 млн Украине по линии Госдепа
Экс-тренер ЦСКА заявил, что ему стыдно смотреть на игроков «Спартака»
Защитника «Лос-Анджелес» Гаврикова сравнили с Макдэвидом и Драйзайтлем
Все новости