Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Город раздора: Эстония может предъявить РФ претензии

Эстония может заявить права на российские земли

Члены Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) намерены поднять вопрос о территориальной принадлежности Ивангорода. По словам зампредседателя партии, Россия должна отдать эту территорию Эстонии или заплатить за ее пользование. В Госдуме в ответ заявили, что любые территориальные претензии Эстонии невозможны с юридической точки зрения и намекнули на предвыборный контекст подобных заявлений.

В Госдуме отреагировали на заявления эстонских политиков о возможных претензиях к России из-за Ивангорода. Ранее заместитель председателя Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Хенн Пыллуаас заявил, что Россия должна либо отдать город Эстонии, либо заплатить использование этой территории.

Член комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Виталий Милонов в ответ пояснил, что потенциальные территориальные претензии Эстонии невозможны.

«Думаю, что это вопрос, связанный с некоторой предвыборной риторикой, которая, как правило, проходит под более острым углом. Юридически невозможно предъявить претензии Москве за то, что Ивангород входил и входит в состав России», — отметил депутат в беседе с ФАН.

По мнению парламентария, реагировать на провокационные выпады эстонской стороны надо спокойно и взвешенно, поскольку именно в интересах Таллина сохранить дружеские отношения с Москвой.

«В данном случае нужно идти не по пути каких-то жестких ответных санкций, а наоборот — официальным представителям сообщить о том, что подобного рода эксцентричные крики играют негативную роль в отношениях между двумя странами. Это позиция абсолютно маргинального меньшинства», — пояснил Милонов.

Депутат считает что, ухудшение отношений с Россией невыгодно прежде всего для самой Эстонии. «Страна сейчас с большим трудом восстанавливает репутацию туристического центра для Северо-Запада России, и уж точно в интересах Таллина возвращать отношения на уровень начала 90-х», — резюмировал Милонов.

EKRE уже предъявляла претензии на российские территории, в частности, выступала против ратификации российско-эстонского пограничного договора. Партия требовала отозвать подпись Эстонии под соглашением с Москвой и взыскать с нее компенсацию за «оккупированные территории». Издание «Sputnik. Эстония» в марте сообщало, что сейчас партия заметно укрепила свое положение в парламенте, и ее депутаты «могут войти в состав нового правительства страны». Как отмечали журналисты, перемены в Таллине чреваты усилением напряженности в отношениях с Москвой и поддержки антироссийской риторики Запада.

В январе этого года на заседании парламента депутаты EKRE выдвинули законопроект, который предусматривает востребование компенсации с России за «неправомерно», «силой отнятые земли»: территории за рекой Нарвой, включая Ивангород, и часть нынешней Псковской области, — которые принадлежали Эстонской Республике по условиям Тартуского мирного договора между Эстонией и Советской Россией от 1920 года.

По мнению Хенна Пыллуааса, российско-эстонский договор о границе, заключенный в 2014 году, закрепляет «оккупированную эстонскую территорию» за Россией.

«Россия силой отняла у нас эти территории, вернуть их силой нам, естественно, не удастся. Но мы 50 лет ждали восстановления своей независимости и можем ждать еще и еще. Вдруг мы когда-то получим эти территории обратно. Для того чтобы изменить границу, нужно провести всенародное голосование-референдум для изменения Конституции», — говорил Пыллуаас.

Договор о границе между Россией и Эстонией впервые был подписан в 2005 году. При выполнении ратификационных процедур Таллин в одностороннем порядке включил в соответствующий закон преамбулу, содержащую ссылки на утративший силу Тартуский мирный договор. Москва расценила это как возможность предъявлять в будущем территориальные претензии к России, и подпись РФ под договором была отозвана.

Спустя почти десять лет, 18 февраля 2014 года, главы МИД России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали в Москве новые договоры о российско-эстонской государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах.

При этом в текст были внесены два существенных дополнения: стороны не имеют территориальных притязаний друг к другу, и договоренности касаются только решения пограничных вопросов.

Проект закона о ратификации соглашений прошел первое чтение в парламенте Эстонии 14 апреля 2014 года. Однако после парламентских выборов к власти в Эстонии пришло новое правительство, и ратификационный процесс пришлось начинать заново.

В декабре 2018 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на брифинге затронула тему попыток некоторых эстонских политических сил сорвать ратификацию договора между Москвой и Таллином.

Дипломат подчеркнула, что с российская сторона не меняет свой подход к вопросу о ратификации договора.
«Для его продвижения необходимо обеспечение нормальной, неконфронтационной атмосферы в отношениях друг к другу и выполнение эстонской стороной своей части ратификационной работы без каких-либо политических довесков, увязок, оговорок и так далее», — заявила Захарова, напомнив, что EKRE уже и ранее пыталась сорвать ратификацию документа, однако еще ни разу не нашла поддержки в парламенте.