Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
НКО третьего типа

ОП предлагает разделить НКО на социальные, политические и «иностранных агентов»

,
Общественная палата предлагает разделить НКО на три категории: социально ориентированные, политические и выполняющие функции иностранного агента. Социальные предлагается освободить от уплаты ряда налогов, а политические — лишить права на упрощенное налогообложение и обязать подробно отчитываться о спонсорах и тратах. Инициатива общественников имеет хорошие шансы на реализацию: по информации «Газеты.Ru», похожие идеи ранее обсуждались в верхах.

Общественная палата подготовила и представила на своем заседании в пятницу ежегодный доклад «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», в котором предлагается изменить систему регулирования и господдержки некоммерческого сектора.

Прежде всего, общественники предлагают создать общероссийский реестр некоммерческих организаций, в котором будут содержаться сведения об их статусе.

Предполагается разделить НКО на три типа: социальной направленности, политической направленности и выполняющих функции иностранных агентов. К политическим должны относиться те некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью, но не получают финансирование из-за рубежа.

Между тем понятие «политическая деятельность» в существующем законе сформулировано крайне расплывчато, о чем неоднократно заявляли правозащитники. По их мнению, расплывчатость формулировок позволяет максимально широко трактовать термин «НКО — иностранный агент».

К таковым, напомним, сейчас закон относит некоммерческие организации, занимающиеся политической деятельностью и при этом получающие финансирование из-за рубежа.

Общественная палата в своем докладе предлагает сформулировать четкие критерии, по которым НКО можно будет разделить на политические и социально ориентированные. Соответственно, нужно будет конкретизировать понятие «политическая деятельность» в законе, заявил «Газете.Ru» секретарь ОП Александр Бречалов. Конкретных предложений, что именно считать политической деятельностью, пока нет: по словам Бречалова, в ходе подготовки доклада поступало очень много идей, зачастую противоречивых. Для того, чтобы появились четкие критерии, необходимо «широкое общественное обсуждение», говорится в докладе ОП.

На вопрос «Газеты.Ru», в чем вообще необходимость разделения НКО на социально ориентированные и политические, Бречалов ответил, что это «мнение широкого круга экспертов и общественников», направлявших свои идеи к докладу.

По его словам, приводилось очень много примеров, когда в регионах те или иные НКО вовлечены в политическую деятельность и при этом «имеют, например, нулевую ставку по аренде муниципального имущества, получают президентские гранты». «Для многих НКО неплохим бизнесом являются пикеты и митинги — кто качает (ситуацию) под мэра, кто под губернатора», — сказал Бречалов. Большинство экспертов и общественников, участвовавших в подготовке доклада, сошлись во мнении, что надо пересмотреть право политических НКО на льготы и поддерживать тех, кто занимается социальной деятельностью, резюмирует секретарь ОП.

Для социально ориентированных НКО в докладе предлагаются следующие послабления: освобождение их от налога на имущество, земельного и транспортного налогов, а также предоставление льготы на аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Для организаций, которые занимаются политической деятельностью, напротив, жизнь усложняется.

В частности, палата предлагает запретить им уплату налогов по упрощенной системе. «Мое личное мнение — политические НКО не должны получать и президентские гранты. Это касается как тех организаций, которые критикуют власть, так и тех, которые ее поддерживают», — заявил «Газете.Ru» Бречалов.

От НКО, которые занимаются политической деятельностью, требуется более жесткая форма отчетности. «В первую очередь, предоставлять детализированную информацию о своих спонсорах и финансовых тратах», — говорится в докладе.

Авторы документа ссылаются на опыт США, где предусмотрено «более 20 типов налогообложения НКО в зависимости от характера их деятельности».

«Общественная палата — это площадка для обмена мнениями, экспертными оценками по разным вопросам. Участие гражданского общества важно и нужно для принятия законодателем, исполнительным органом власти решения. Мы всегда внимательно смотрим и анализируем подобные мероприятия и звучащие на них мнения», — заявил «Газете.Ru» источник в Кремле, комментируя инициативы общественников.

Их предложения по налоговым льготам для социально ориентированных НКО правильные, считает глава СПЧ Михаил Федотов. Что касается идеи о запрете на уплату налогов по упрощенной схеме для политических НКО, то, по его мнению, данная мера недостаточна. «Если говорить об общественных объединениях, преследующих политические цели, то я бы считал правильным установить для них еще более жесткий режим. Раз они занимаются политикой, на них должны распространяться те правила, которые касаются политических партий. То есть запрет не только на финансирование из иностранных источников, но и из бюджета. Иначе говоря, должны быть общие правила для партий и околопартийных общественных структур», — сказал Федотов «Газете.Ru».

Глава СПЧ пояснил, что считать «политической деятельностью». «Посмотрите закон о политических партиях. То, что там написано, --это политическая деятельность и есть. Те, кто занимается ею, не будучи партией, — это и есть организации, преследующие политическую цель», — отметил Федотов.

«Я против жесткой регламентации деятельности НКО, потому что зачастую нашим общественным организациям приходится заниматься самыми разными вопросами. Это будет создавать искусственные препоны для работы НКО, как показали недавние прокурорские проверки с целью поиска «иностранных агентов». Такие проверки просто парализовали деятельность неправительственных организаций», — заявил глава Московского бюро по правам человека Александр Брод.

Он считает, что в закон не дает четкого понимания того, что считать политической деятельностью. «Если организация занимается наблюдением за выборами — это считать политической деятельностью, общественной или правозащитной? Если организация занимается антикоррупционными расследованиями и уличила в этом деятеля какой-то партии, это будет считаться политической деятельностью или нет?» — задается вопросами Брод.

Государство должно думать о более эффективной поддержке НКО, а инициативы ОП только усложнят им жизнь, полагает правозащитник.

Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова считает, что разделение НКО на разные категории — это, может, и неплохо, «главное, чтобы не было необоснованных и репрессивных мер к тем или иным категориям». С одной стороны, по ее словам, есть «совершенно понятная озабоченность по поводу угроз национальной безопасности», а с другой — разделение НКО на политические и социально ориентированные не должно стать «дополнительным инструментом для подавления политической активности, конкурентоспособности, гражданских инициатив».

Предложения общественников имеют хорошие шансы на реализацию: по информации «Газеты.Ru», идея разделить НКО на категории, поощряя при этом социально ориентированные и вводя ограничения для политических некоммерческих организаций, ранее обсуждалась в верхах.