Грузия готова к восстановлению железнодорожного сообщения с Абхазией, однако решение этого вопроса зависит от позиции России, объявил в четверг грузинский премьер Бидзина Иванишвили в Ереване, куда он прибыл с рабочим визитом. Иванишвили принимал не только его армянский коллега Тигран Саркисян, но и президент Армении Серж Саргсян, что стало косвенным подтверждением того, что именно Иванишвили, а не президент Михаил Саакашвили считается в Ереване человеком, определяющего внешнюю политику Грузии.
Главный акцент во время переговоров был сделан на дальнейшем углублении экономического, в частности, торгового сотрудничества. Хотя стороны подписали всего два совместных документа, программу сотрудничества между министерствами культуры Грузии и Армении на 2013-2014 годы, а также соглашение о таможенных пунктах. При этом был затронут и важный вопрос, имеющий геополитическое значение, — о восстановлении связи Грузии с абхазским участком железной дороги Абхазия – Грузия – Армения — Азербайджан (в СССР она называлась Закавказская). Сделано это было с подачи армянской стороны, поскольку задействование этого участка железной дороги является стратегически важным для Еревана — путь через территорию Грузии и Абхазии является самым коротким и дешевым для доставки армянской продукции в Россию.
«Мы зафиксировали, что будем прилагать усилия для того, чтобы железная дорога работала, и работала эффективно. Мы заинтересованы в том, чтобы этот вопрос был решен как можно быстрее, и мы будем занимать проактивную позицию в урегулировании этого вопроса», — цитирует «Новости-Армения» премьер-министра страны Саркисяна.
Иванишвили, в свою очередь, заметил, что решение вопроса с железнодорожным сообщением зависит от того, как будут развиваться российско-грузинские отношения. «В отношениях между двумя странами – Грузией и Арменией — проблем нет. Но у нас очень большая проблема в отношениях с Россией. Проблемы были очень большими, и они остаются, к сожалению, до сих пор. Мы очень надеемся и стараемся, чтобы как можно быстрее восстановить и урегулировать отношения с Россией. Глубокие и самые проблемные вопросы – это территориальная целостность Грузии... Это, наверное, не будет очень быстро», — цитирует его агентство.
Политический оппонент Иванишвили президент Грузии Михаил Саакашвили в тот же день заявил, что разблокирование железнодорожного сообщения между абхазской и грузинской частью ветки противоречит стратегическим интересам Грузии. По его мнению, решение вопроса абхазской железной дороги нужно вести исключительно вместе с переговорами по «деоккупации Абхазии». К тому же Саакашвили уверен, что для выхода в Европу у Грузии уже есть железнодорожный маршрут из грузинского Ахалкалаки в турецкий Карс. Строительство участка должно быть завершено во второй половине 2013 года. Он является частью железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, которая, считает Саакашвили, будет «серьезным конкурентом Транссибирской железной дороги».
«Нынешнее правительство Грузии, ратующее сейчас за восстановление движения по этому (абхазскому — Газета.Ru») участку железной дороги, либо не имеет представления о стратегических политических интересах нашей страны, либо осознанно подрывает основу внешнеполитического вектора и прямо действует по заказу России — страны, оккупировавшей часть наших территорий», — заявил Саакашвили.
Напомним, что железнодорожное сообщение из Грузии в Сочи через Сухум не действует с 1992 года, когда во время грузино-абхазского конфликта был взорван мост через реку Ингури. Пока поезда по абхазской ветке ходят только между Россией и Абхазией — с 2004 года открыто сообщение из Москвы в Сухум (восстановление ветки финансировала Россия).
По словам Иванишвили, Грузия готова обсуждать практически все вопросы по железной дороге, но необходимо, чтобы подобное желание было у всех заинтересованных сторон. Ранее, еще в октябре тему восстановления железнодорожного сообщения с Россией в рамках «стратегии по деизоляции Абхазии» поднимал грузинский министр по реинтеграции Паата Закареишвили, который вошел в состав правительственной делегации и в ходе визита в Армению.
Как сказал «Газете.Ru» руководитель тбилисского Международного центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили, «реабилитация абхазского участка железнодорожной магистрали» является одним из инструментов, благодаря которым «абхазы могли бы быть вовлечены в совместные проекты, что может сыграть очень позитивную роль». Однако, по его оценке, «здесь очень сильно влияет фактор Азербайджана, который пытается сохранить существующую региональную ситуацию, которая держит Армению в блокированном состоянии».
«Азербайджан видит опасность в подобных инициативах новой грузинской власти. Но я считаю, что этот вопрос имеет хорошую перспективу, ведь реабилитация железной дороги в интересах не только Еревана, но и Тбилиси, Сухуми, Москвы и даже Анкары, — рассуждает Хуцишвили. — Просто грузинскому правительству следует действовать очень осторожно, чтобы данная тема не вызвала ухудшения отношений между Тбилиси и Баку».
Накануне визита в Ереван грузинский премьер в интервью агентству «Медиамакс» говорил о необходимости поиска новых подходов в кавказской региональной политике. Как сказал «Газете.Ru» ректор тбилисской Дипломатической академии Сосо Цинцадзе, ресурсы для этого несомненно имеются, однако сторонам предстоит очень сложная работа: ситуация пока складывается так, что «все, что понравится Армении, априори не понравится Азербайджану и наоборот». На его взгляд, идеальная роль Грузии в регионе — это ролью балансира, занятого тем, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя доминирующей.
Визит в Ереван стал третьим зарубежным визитом грузинского премьера, первый он совершил 11-14 ноября в Брюссель, а второй в Баку 26 декабря. Вскоре Иванишвили предстоит поездка в Анкару, а затем, уже весной — в США.