Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мусульмане столкнулись с буддистским террором

Human Rights Watch обвинила правительство Мьянмы в терроре в отношении мусульманского меньшинства

Human Rights Watch обвинила правительство Мьянмы в государственном терроре в отношении мусульманского меньшинства, компактно проживающего в провинции Ракхайн. Межэтнические столкновения между мусульманами и буддистами начались в этой пограничной провинции в начале июня, и, только по официальным данным, их жертвами стали более 70 человек. Правительство утверждает, что ввело войска в район для размежевания сторон, но свидетели говорят о поддержке силовиками буддистов-погромщиков.

Мьянманские полицейские и военные убивали, насиловали и беззаконно арестовывали представителей народности рохинджа в ходе подавления массовых протестов на национальной почве, охвативших в июне провинцию Ракхайн, где компактно проживают эти выходцы из соседней Бангладеш. Об этом говорит последний доклад международной неправительственной организации Human Rights Watch.

Объектом государственного террора стали представители двух этнических меньшинств, араканцев, или ракхайнов, исповедующих как ислам, так и буддизм, и мусульман-рохинджа, этнически близких к бенгальцам. Обе народности давно враждуют друг с другом, и новые столкновения между ними дали повод центральному правительству вмешаться.

Основанием для таких выводов стали собранные исследователями HRW 57 интервью с представителями обоих этнических меньшинств. «Мьянманские силы безопасности не сумели защитить араканцев и рохинджа друг от друга и развязали кампанию насилия и массовых арестов в отношении рохинджа», — заявил журналистам, представляя доклад, директор HRW по Азии Брэд Адамс. По его словам, заявления официального Найпьидо о том, что правительственные силы пытались размежевать две враждующие народности, не соответствуют действительности: на самом деле власти страны лишь осуществляли «преследование на государственном уровне» недовольных, следуя давней традиции дискриминации рохинджа.

Выводы HRW подтверждают оценки другой международной неправительственной организации, Amnesty International, которая говорила об «одностороннем насилии в отношении мусульман в общем и в отношении рохинджа в частности».

Июньские беспорядки вспыхнули в результате двух инцидентов: изнасилования и убийства 28 мая араканской женщины тремя рохинджа — они впоследствии были приговорены к смертной казни — и ответного линчевания пять дней спустя десяти мусульман, которые, впрочем, ни к случившейся трагедии, ни к народности рохинджа отношения не имели. 10 июня в провинции было введено чрезвычайное положение и туда были стянуты войска.

Как говорят опрошенные HRW свидетели, полицейские не вмешивались в последовавшие после этого погромы, а в некоторых случаях отстреливали рохинджа, пытавшихся спастись из окружения. О том же говорил полторы недели назад и таиландский эксперт AI Бенджамин Завацки.

Официальные данные свидетельствуют об аресте 858 человек, причастных к погромам, среди которых оказались пять сотрудников Агентства ООН по делам беженцев и работник Продовольственной программы ООН. 77 человек погибли, 109 получили ранения, а около 5 тыс. домов были сожжены, уточняет МИД Мьянмы.

Власти Мьянмы сознательно блокировали доступ в районы спецопераций, порой арестовывая работников гуманитарных и неправительственных организаций.

В четверг препоны деятельности гуманитарных организаций стала ставить и Бангладеш, отказывающаяся признавать в рохинджа своих соплеменников. По сообщениям AFP, официальная Дакка дала указанием трем организациям — «Врачам без границ», «Действию против голода» и «Британской мусульманской помощи» — приостановить свою деятельность в округе Кокс-Базар, граничащем с Мьянмой. Там, свидетельствуют агентства, нашли пристанище тысячи незарегистрированных беженцев из соседнего государства. По официальным данным, в Бангладеш проживают 300 тыс. рохинджа, причем каждый десятый из них зарегистрирован как беженец: получившие такой статус живут в двух лагерях под администрацией Агентства ООН по делам беженцев.

Министр иностранных дел Мьянмы Вунна Маунг Лвин опровергает все обвинения. Он заявил в понедельник, что полицейские и военные проявляли максимальную сдержанность, наводя порядок в беспокойном регионе, обвинив критиков в попытке «политизировать и вывести на международный уровень ситуацию, имеющую в основе религиозные противоречия». Правительство Тейн Сейна, по его словам, предпринимает все усилия для достижения «расовой гармонии между различными национальностями», передает Reuters.

Мьянманская военная хунта, однако, рохинджа за этническое меньшинство не признает, считая их не более чем потомками незаконно перебравшихся на мьянманскую территорию мигрантов из соседней Бангладеш. Власти признают право на официальное проживание тех из рохинджа, кто живет в стране уже в третьем поколении. В последние десятилетия «пришлые мусульмане» и в меньшей степени исповедующие ислам араканцы, известные как каманы, несколько раз подвергались масштабным репрессиям в Ракхайне. По некоторым данным, в Мьянме проживают до 800 тыс. мусульман-рохинджа.

Президент Тейн Сейн даже слал официальные запросы в ООН с просьбой принять мусульман-рохинджа в третьих странах, однако Агентство ООН по делам беженцев смогло ответить лишь, что может оказывать помощь тем, кто бежал из одной страны в другую, а не проживает постоянно на территории одного государства. Бангладеш своими соотечественниками их также считать отказывается.

Европейский союз и США претензий к Мьянме не предъявляли, удовлетворившись объяснениями официальных лиц.

Как заявил на пресс-конференции Брэд Адамс, международное сообщество «было ослеплено романтическими рассказами о переменах»: военная хунта во главе с генералом Тан Шве в минувшем году после двух десятилетий безраздельной власти несколько отпустила хватку, дозволив проведение свободных выборов, в которых участвовала и на которых выиграла долгие годы томившаяся под домашним арестом лидер мьянманской оппозиции и лауреат Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи. Сама правозащитница отреагировала на происходящее заявлением о том, что весь кризис вокруг рохинджа мог бы быть преодолен, если бы в стране верховенствовало право, а мьянманская пограничная служба не была настолько коррумпирована. Она также указала, что до сих пор непонятно, кто же такие рохинджа — сам термин появился только около шестидесяти лет назад — с точки зрения мьянманского правительства и общества: «Когда вы говорите о рохинджа, мы не совсем понимаем, о ком это».

Куда жестче отреагировали на кровопролитие мусульманские страны: акции солидарности с рохинджа прошли за минувший месяц в Индонезии, Иране, Пакистане и на Палестинских территориях, а также в Таиланде, где также есть весьма весомое мусульманское меньшинство.

Новости и материалы
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области пресекли атаку украинских беспилотников
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Первый ярус набережной в Ишиме ушел под воду
В Калужской области сообщают о проблемах с электроэнергией
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Офицер ВСУ предрек новый прорыв российских военных на фронте
Все новости