Пенсионный советник

Путин — это «самый ожидаемый случай»

Прогноз Левада-центра дает Владимиру Путину 66% голосов на выборах

Лев Македонов 24.02.2012, 14:23
«Левада-центр» прогнозирует Владимиру Путину победу в первом туре Reuters
«Левада-центр» прогнозирует Владимиру Путину победу в первом туре

Владимир Путин одержит победу в первом туре с 66% голосов, прогнозирует Левада-центр, фиксирующий небольшое снижение популярности митингов с требованием «За честные выборы». Однако акции протеста по-прежнему собирают больше симпатий, чем митинги в поддержку правящего режима, хотя разделяющих правильность протеста против фальсификаций сейчас уже меньше, чем тех, кто считает, что выходить никуда не надо.

За Владимира Путина на президентских выборах готовы проголосовать две трети россиян, свидетельствует предвыборный прогноз Левада-центра, обнародованный в пятницу. У нынешнего премьер-министра нет соперников: за следующего за ним лидера КПРФ Геннадия Зюганова среди намеренных прийти на выборы и определившихся с выбором готовы проголосовать 15% россиян.

Прогнозируемый Левада-центром результат Путина вырос: в декабре — январе исследователи давали ему 63% всех голосов, в феврале — 66%.

Шансы его главного соперника Зюганова, которому Левада-центр давал в декабре прошлого года 13% голосов, выросли так же незначительно. В последнюю неделю января исследователи прогнозировали, что он получит 16% голосов, сейчас — 15%. Следом за ним идет лидер ЛДПР Владимир Жириновский, также подрастерявший популярность за два месяца. В декабре Левада-центр отдавал ему 12%, в феврале — 8%.

Позиции бизнесмена Михаила Прохорова, напротив, улучшились: два месяца назад исследователи прогнозировали ему трехпроцентный результат, в феврале — 6%. Бывший спикер Совета федерации Сергей Миронов, выдвинутый «Справедливой Россией», остался на пятом месте с пятипроцентным результатом, за минувшие два месяца прогнозы Левада-центра давали ему от 4 до 5%.

Если говорить не о прогнозируемом, а предвыборном рейтинге кандидатов, то есть учитывать тех, кто решил не идти на выборы и не знает, за кого голосовать, то за Путина готовы проголосовать 45%.

Замглавы Левада-центра Алексей Гражданкин объясняет, что перераспределение, которое сделали его коллеги, исключив «отказников» и неопределившихся, позволяет смоделировать итоги выборов. По его словам, определенная вариабельность реальных результатов возможна, но 66% у Путина, и «это самый ожидаемый случай».

Относительный рост показателей Путина социолог объясняет «коррекций после провала в декабре». «Обычно в ходе предвыборной кампании показатели кандидата действующей власти несколько снижаются, — говорит Гражданкин. — Если кандидат партии власти к моменту начала кампании уже отмобилизовал весь свой электорат, то его соперники полностью используют свой шанс донести свои программы до избирателя». Так, на выборах 2004 года прогнозировавшийся результат Путина снизился за полтора месяца с начала года с 88% до 74%, а на выборах 2008 года показатели тогдашнего выдвиженца Кремля Дмитрия Медведева сократились за тот же период с 82% до 76%. В 2004 году Путин выиграл с результатом в 71,31%, а Медведев четыре года спустя — с 70,28%.

«После выборов мы имели резонансные акции протеста, оказывающие угнетающее воздействие на электорат Путина. Рост прогнозируемого результата показывает, что от этого воздействия Путин освобождается», — приходит к выводу социолог.

Победу в первом туре предрекают Путину и данные двух других крупнейших социологических институтов - ВЦИОМа и ФОМа.

Опрос «Фонда общественного мнения», проведенный 18-19 февраля, сулит премьер-министру 50% голосов всех избирателей. С учетом исключения непришедших и неопределившихся этот институт прогнозирует, что глава правительства получит 4 марта 58,5% голосов. ВЦИОМ, проводишвий опрос также 19 февраля, отдает победу Путину уже по рейтинговым показателям - за него готовы проголосовать 53,5% респондентов, что по методике, используемой «Левада-центром» и ФОМом, дает ему 64,3% голосов.

По сравнению с предыдущим опросом, проведенным ФОМом 11-12 февраля, рейтинг Путина не вырос, но по сравнению с ситуацией на начало января он прибавил 4% (прогностический рейтинг тогда составлял 52,2%). По данным ВЦИОМа, предвыборный рейтинг премьера упал за неделю на статистически незначимую величину в 1,2% с уровня в 54,7%.

Число поддерживающих акции протеста против фальсификаций на выборах снизилось с 44% в декабре и 43% в январе до 38%, говорит исследование.

«Ядро» протеста остается, судя по данным Левада-центра, прежним — около 10%. Такова доля тех, кто заявил о полной поддержке массовых акций. Снижение популярности массовых акций произошло за счет сокращения доли ответивших, что они «скорее поддерживают» протестные демонстрации. За месяц их доля сократилась с 33% до 28%.

На 5%, с 14% до 19%, выросла доля тех, кто совершенно не поддерживает митинги и демонстрации, в то время как высказывающих не столь резко негативное отношение к акциям «новых недовольных» даже снизилось по сравнению с январем с 28% до 26%. На 3%, с 15% до 18%, стало больше и тех, кто не знает, как относиться к происходящему.

Не стало меньше и тех, кто непосредственно готов принимать участие в акциях протеста. Точно пошли бы на протестный митинг, если бы он состоялся в их городе, те же 3%, что и в январе. Те же 10% заявляют, что, скорее всего, пошли бы на такую демонстрацию.

Не желающих выходить на акции протеста за два месяца активной контрагитации властей больше практически не стало. Если в декабре и январе 47% россиян отвечали, что они точно не пошли бы на антиправительственные акции, то в феврали таковых социологи насчитали 49%. Доля тех, кто не столь уверенно отрицательно отвечает на вопрос о готовности участвовать в протестных мероприятиях, все два с половиной месяца колеблется вокруг 30—31%.

Потенциальных протестующих не становится больше даже несмотря на то, что россияне все чаще сталкиваются с антипутинской агитацией. Если в декабре прошлого года более половины (55%) опрошенных утверждали, что никогда не слышали и не видели лозунги «Россия без Путина» и «Путин должен уйти», то к январю их доля сократилась до 48%, а в феврале их стало абсолютное меньшинство — 35%. Доля же тех, кто так или иначе сталкивался с оппозиционной агитацией, напротив, выросла с 40% в декабре до 60% два месяца спустя.

Сагитировать за отставку премьер-министра и демонтаж построенной им системы, судя по данным Левады-центра, россиян пока не удается.

Как и в декабре, те, кто определенно поддерживает лозунг «Россия без Путина», находятся в абсолютном меньшинстве — таковых 6%. Не столь уверенно выступающих против нынешней власти в декабре и январе социологи насчитали 15%, а в феврале — 12%, и это притом, что целых 40% россиян так или иначе не поддерживают акции в поддержку Путина и его курса.

Готовность принять участие в проправительственных акциях высказали 16% против 12% в декабре. 77% не хотели бы к ним присоединяться.

«Ядерных» активистов Путина за два месяца стало в два раза больше, 4% против 2%, доля же тех, кто, скорее всего, принял бы участие в «путингах», выросла с 10% до 12%.

«Мы не можем говорить с полной уверенностью, но наша гипотеза состоит в том, что симпатии к антиправительственным акциям угасают, а к проправительственным, напротив, растут, но этот тренд пока не очевиден», — заявил Гражданкин «Газете.Ru». Социолог отмечает, что для реального перелома в общественных настроениях необходимо изменить сам путинский электорат — не готовый к активным действиям и не способный отстаивать свою позицию. Однако в этой пассивности и может парадоксальным образом заключаться его сила. «Никто не хочет никаких перемен, — объясняет Гражданкин запрос людей, готовых проголосовать за Путина. — Поэтому если какая-то Москва требует перемен, контроля за деятельностью государства, то это может вызывать в этих людях страх, а затем и агрессию. Наверное, поэтому будет несправедливо говорить о том, что все участвующие в митингах в поддержку Путина приняли в них участие под принуждением».

Опрос Левада-центр проводил 17—20 февраля среди 1600 человек, проживающих в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.