Тихий флот

Как меняется Тихоокеанский флот России

Тихоокеанский флот России должен в ближайшее время стать самым мощным: сюда будут направлены «Мистрали» и перебазированы ракетные крейсеры с Северного флота. Корреспондент «Газеты.Ru» отправился на Камчатку и выяснил, кому от проходящей военной реформы здесь хорошо, а кому не очень.

Среди промозглого тихоокеанского ветра на пустыре между камчатскими сопками возвышается белый кирпич ледового дворца «Айсберг». Этот объект в военном городке Вилючинск поручал строить лично президент России Дмитрий Медведев в рамках общего курса на улучшение жизни военных.

Улучшили как смогли: каток построили, а трибуны для зрителей забыли. Да и сам дворец, несмотря на огромные пространства вокруг, меньше рядового среднеевропейского катка, поэтому хоккеисты играют не пять на пять, а четыре на четыре.



Здание ледового катка «Айсберг»

Здание ледового катка «Айсберг»

«Если бы сейчас строили, конечно, предусмотрели места для зрителей», — вздыхает капитан команды «Океан», а также командир 16-й эскадры подводных лодок контр-адмирал Николай Евменов. Не хватило опыта, сетует он. Так дворец «Айсберг» стал своеобразной квинтэссенцией российской военной реформы: по мере ее продвижения вооруженные силы все больше набираются опыта.

Защита старыми силами

Тихоокеанский флот одновременно и один из наиболее перспективных для Российской армии, и один из самых устаревших. Это сюда должны в первоочередном порядке поступить не имеющие в России аналогов французские вертолетоносцы «Мистраль» (по данным «Газеты.Ru», базироваться они будут в Фокино, в 130 км от Владивостока) и новейшая атомная субмарина «Юрий Долгорукий». Кроме «Мистралей» на восток с Северного флота будут направлены ракетные крейсеры «Маршал Устинов» и «Адмирал Нахимов», проходящие в данный момент ремонт и модернизацию.

Пока же мощь флота скорее бумажная: в его составе все еще числятся 49 надводных кораблей и 22 субмарины. На деле большая часть надводных судов или находится в ремонте, или уже списана и ждет утилизации. С момента распада Советского Союза в 1991 году ТОФ не получил ни одного крупного надводного корабля.

«Около 20 кораблей числятся на ходу. Но в реальном боевом состоянии куда меньше», — говорит один из офицеров флота в частной беседе.

Пока надводные корабли ТОФ не в состоянии выполнять крупные стратегические задачи, поэтому их используют в другом качестве, например для борьбы с сомалийскими пиратами. Так, в конце сентября 2011 года отряд кораблей Тихоокеанского флота России во главе с большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев» прибыл в Аденский залив.

Флагман ТОФ — ракетный крейсер «Варяг» — вступил в строй относительно недавно, в 1989 году. Первоначально крейсер назывался «Червона Украина», но в 1996 году был переименован. Судьба другого ракетного крейсера с атомным реактором — «Адмирала Лазарева» — туманна. Крейсер спустили на воду в 1984-м, но в конце 90-х из-за отсутствия денег на ремонт решили утилизировать. Затем Минобороны пересмотрело эти планы, выделив небольшую часть денег на ремонт, но средств не хватило, и с середины 2000-х крейсер законсервирован. Офицеры уверены, что «Лазарев» все же спишут. «Нет никакого смысла его ремонтировать и возвращать в строй. Слишком дорого и неэффективно, кораблю ведь уже 30 лет», — утверждает один из моряков.



Крейсер «Варяг»

Крейсер «Варяг»

«Сейчас вся функция надводного ТОФ, по сути, только защита акваторий. Здесь большая береговая линия, и, как будет обеспечиваться ее охрана, трудно сказать», — отмечает военный эксперт Владимир Евсеев. Даже «Мистрали» вряд ли укрепят потенциал Тихоокеанского флота, полагает он, так как этот корабль не предназначен для ведения оборонительных действий и нужен на Тихом океане «разве чтобы напугать японцев». Евсеев советует укреплять надводную группировку кораблей с помощью создания новых эсминцев. «Недостаточно иметь только подводный флот, нельзя решать стратегические задачи исключительно за счет подводного флота», — уверен он.

Образцовый город

Действительно, куда в лучшем состоянии оказалась именно подводная часть флота. Из 22 субмарин на капитальном ремонте сейчас шесть, а город базирования подводников Вилючинск, расположенный в 25 км от Петропавлоска-Камчатского, «пахнет» новоделом. Быт и оснащение подводников теперь предмет нескрываемой зависти и обычных моряков, и простых жителей Камчатки, которых прельщают высокие по сравнению со средними полуостровными оклады. «Любимчики власти», — презрительно бросают граждане, хотя в основе такого благополучия лежит трагедия: приоритет со стороны государства подводный флот почувствовал после гибели «Курска» в 2000 году.

Военные не скрывают, что для реформы флота и армии Вилючинск — полноценный полигон.

Ну и что, что на катке нет места для зрителей, а аквапарк «Океан» — еще одна местная достопримечательность — построен по проекту печально известного московского «Трансвааля».

Зато за последние годы в небольшом городке снесли 20 ветхих домов и построили вместо них десять новых, а также несколько детских садов и школ. Молодые офицеры с семьями сразу получают квартиру, уже обустроенную мебелью и бытовой техникой, а холостые живут не в казармах, а в комфортных общежитиях. «На самом деле это тоже квартиры, просто малогабаритные», — объясняет командующий Евменов, который устроил нам экскурсию по чистым белым комнатам. «Мы просто умеем деньги правильно тратить», — оправдывает контр-адмирал особое положение подводников.

Зарплата молодых офицеров подводного флота— около 40 тыс. рублей, с выслугой лет она повышается. Контрактник получает около 25 тыс., но по сравнению с другими частями проблем с желающими служить нет, уверяет Евменов. «Мы не всех берем, у нас конкурс», — говорит командующий эскадрой.

Для Камчатки это хорошие деньги. Например, максимальная зарплата инструкторов «Океана» достигает 18 тысяч рублей, рассказывает директор комплекса. Остальные сотрудники зарабатывают меньше, но все равно больше тех, кто работает в гражданских учреждениях. «У нас уборщица получает 10 тысяч, а в обычном месте, не связанном с армией, всего лишь пять», — добавляет сотрудница комплекса.

Жить же на полуострове дорого — цены в среднем на 20—30% выше, чем «на материке». Оплата ЖКХ стандартной двухкомнатной квартиры обойдется в 10—15 тыс. рублей в месяц, литр бензина — 34 рубля, а безлимитный месячный тарифный план интернета — 2,5 тыс. (при скорости всего 1 мб/с).

«Только военные у нас нормально и живут. А гражданское население страдает, очень страдает», — с грустной улыбкой объясняет ситуацию в военном городке женщина лет 40, которая проводит экскурсию по небольшому музею подводников, расположенному в Доме офицеров. «Кто из гражданских мог — уехал раньше. Остались только те, кому ехать совсем некуда, вот им тяжелее всего», — добавляет экскурсовод.

Убийцы авианосцев

В Вилючинске базируются главные ударные силы Тихоокеанского подводного флота. Здесь располагаются все атомные подлодки ТОФ, в том числе вооруженные баллистическими ракетами. В справочниках НАТО Вилючинск именуется «Осиным гнездом», о чем сами подводники говорят с гордостью.

Командир подводной эскадры Евменов ведет нас к подводным лодкам «Омск» и «Челябинск» проекта 949 «Антей» (по этому проекту был построен и «Курск»). «На этой лодке снимать можно, на этой — нет», — распоряжаются моряки.



Атомные подводные лодки «Челябинск» и «Омск»

Атомные подводные лодки «Челябинск» и «Омск»

В лодке, в которой снимать нельзя, военные ведут к центру управления субмариной, но в глаза посреди гигантского количества пультов с кнопками бросается совсем другое: картинки и схемы, описывающие характеристики кораблей основного противника — ВМФ США и Японии, на сильно потрепанной бумаге, похоже, висящие здесь еще с советских времен.

На столе капитана подробная схема известного американского авианосца. «Надо знать корабли возможного противника, хотя вроде как официально и не противник он нам, — оправдывает один из помощников капитана. — Подлодки проекта 949 «Антей», на которой мы находимся, еще называют «убийцами авианосцев».

Следующий пункт экскурсии по субмарине — торпедный отсек, аналогичный тому, где, по официальной версии, произошел взрыв, приведший к гибели подлодки «Курск». «Это самое большое помещение на корабле, смотрите, какой высокий потолок. И сколько места, если это убрать», — поясняет один из помощников капитана, показывая на торпеды. Помещение действительно очень большое, но место для прохода между торпедами узкое, высокий полный человек испытывает затруднения, впрочем, как и везде на подлодке.

На самом деле тихоокеанский подводный флот не сильно моложе надводного — большинство подлодок были заложены при Советском Союзе, на флот они поступали в конце 80-х — начале 90-х годов.

«Этим подводным лодкам около 20 лет, но для них это не возраст. Еще 20 лет прослужат», — гордится Евменов, встречающий на выходе с подлодки. И все же на Тихом океане с нетерпением ждут новые подлодки класса «Борей» — «Владимир Мономах» и «Александр Невский», их команды уже сформированы и сейчас проходят обучение, рассказывает Евменов. «А лодка «Юрий Долгорукий» должна прибыть на Тихий океан до конца этого года, вот ждем», — говорит командующий. Единственную новую подлодку «Нерпа», которая поступила на ТОФ в 2009 году, планируется в ближайшее время передать ВМФ Индии в лизинг, индийские моряки уже провели на ней обучение, сообщил источник «Газеты.Ru» в штабе Тихоокеанского флота.