Сирийская оппозиция создала Национальный совет переходного периода. Оппозиционеры тем самым пошли по пути ливийских коллег, чье повстанческое правительство даже признано рядом государств. Объявление о формировании сирийских альтернативных органов власти сделал в воскресенье на турецко-сирийской границе представитель оппозиционной коалиции Джамиль Саиб.
Большая часть членов совета проживают в эмиграции. В ряды противников президента вошли как бывшие функционеры правящей партии БААС, так и правозащитники в эмиграции и молодежные активисты. Например, в совет вошли организатор консультаций в Анталье Абдалла Трад аль-Мулаим, 79-летний патриарх борьбы за права человека в Сирии Хайтем аль-Малех, впервые арестованный еще в конце 1950-х, а также экономист и бывший политзек Ареф Далила.
В понедельник сирийский президент Башар Асад ответил своим противникам речью в Дамасском университете. Это выступление стало третьим обращением его к народу с начала массовых протестов оппозиции в середине марта. За это время в ходе волнений по всей стране погибли не менее 1,3 тыс. человек, не включая 300 военнослужащих и полицейских, а через границу с Турцией в соседнюю страну бежали не менее 10 тыс. человек.
Асад снова совместил щедрые обещания реформ и обвинения своих противников в работе на западные спецслужбы.
Сирийский лидер пообещал «национальный диалог», новую амнистию и углубление реформ. Специальная комиссия в составе 100 человек в течение месяца будет изучать возможность конституционной реформы.
Асад сообщил о планах провести парламентские выборы в августе (в апреле они не состоялись в срок из-за беспорядков) и заметил, что многое из повестки либерализации, обещанной им, уже сделано, включая отмену режима чрезвычайного положения, введенного 48 лет назад, и пересмотр жесткого закона о митингах и демонстрациях.
О конституционной реформе слухи поползли еще накануне, когда источники в правящих кругах заговорили о грядущих послаблениях в сирийской однопартийной системе. В настоящее время ст. 8 конституции прописывает, что правящая партия БААС «руководит обществом и государством» и «возглавляет патриотический и прогрессивный фронт во имя объединения всех сил народных масс и поставления их на службу целям арабской нации».
По данным газеты The Los Angeles Times, ссылающейся на собеседника в руководстве БААС, – поправка в закон о партиях будет внесена в течение месяца в парламент и позволит политическим партиям получать регистрацию и вступать в конкуренцию с БААС и «Прогрессивным фронтом».
Обещая реформы, президент одновременно не отступил от линии по обвинению своих противников в работе на сторонние силы. «Мы должны разделять между протестующими и саботажниками. Саботажники – это малая группка тех, кто пытаются использовать большинство сирийского населения с тем, чтобы провернуть свои схемы», — цитирует его Reuters.
Как передает AFP, сразу же после окончания транслировавшейся гостелевидением речи протестующие высыпали на улицы приморской Латакии и в некоторых пригородах Дамаска. Асад «чуть опоздал» с этой речью, рассуждает в комментарии The Gulf News эксперт по Ближнему Востоку Иорданского университета в Амане Фарес Брайзат. «Это была речь отрицания. Он говорил как монарх. Он очень далек от ожиданий народа», — полагает аналитик. «Все члены клана при власти знают, что режим невозможно реформировать именно из-за его клановой природы. Можно реформировать авторитарный режим, если он основан на сильных госинститутах, но не в случае, если в его основании лежит семейственный принцип», — цитирует AFP специалиста по Сирии из Эдинбургского университета Томаса Пьеррета.
Для противников Асада попытка формального объединения — это большой шаг вперед. Протесты, начавшие сотрясать основы сирийского социализма с середины марта, не имели лидеров, обеспечивавших тактическое ли, стратегическое ли руководство, оставаясь локальными и спонтанными.
Из восставшего в начале месяца пограничного города Джиср-эш-Шихра противники президента были практически выбиты, усилен был армейский контроль и за границей с Турцией, через которую, как уверены в Дамаске, идет контрабанда, в том числе оружия. В настоящее время бои на севере между правительственными войсками и вооруженными оппозиционерами не утихают. По информации катарского телеканала Al Jazeera, в ходе столкновений после пятничной молитвы были убиты 19 человек.
Йеменская оппозиция в отсутствие президента Салеха также пытается создать переходное правительство, пытаясь убедить правящую партию «Всеобщий народный конгресс» присоединиться к этой инициативе, пока президент не вернулся на родину.
Ситуация в Йемене, на президента которого Али Абдаллу Салеха 3 июня было совершено покушение, в значительно меньшей степени контролируется правительством. Глава государства, который сразу же после гранатометного обстрела своей резиденции выступил по телевидению, чтобы успокоить народ, а затем срочно был доставлен для лечения в соседнюю Саудовскую Аравию, передал свои полномочия вице-президенту Абду Раббу Мансуру Хади. Пятый месяц бунтующая оппозиция, подкрепленная несколькими частями регулярной армии, отказавшимися исполнять указы президента, и ополченцами влиятельного племенного союза хашед, возглавляемого настоящим племенным патриархом Абдуллой аль-Ахмаром, посчитала межвластие своим звездным часом. Действительного военного преимущества она так и не получила, а верные Салеху подразделения армии и президентской гвардии продолжают контролировать южные кварталы Саны, в то время как антиправительственное ополчение держит северные районы.
Сам город постепенно погружается в мусор – коммунальные службы перестали работать, а электричество подается с ежедневными перебоями.
В субботу 108 влиятельных богословов во главе с шейхом Абдул-Маджидом аз-Зиндани призвали врио президента Хади к формированию временного правительства переходного периода и проведению досрочных президентских выборов в течение двух месяцев.
Этим планам может помешать так и не ушедший в отставку президент.
Салех может вернуться в Сану уже в пятницу.
«Если в течение этой недели не будет никаких неожиданных событий, то президент Али Абдалла Салех вернется из Саудовской Аравии в Йемен в следующую пятницу», — заявил в понедельник глава муниципалитета Саны Ясир Ямани.
Вне столицы столкновения правительственных войск с противостоящими им силами, в том числе и боевиками-исламистами, влиятельными в южных и центральных районах страны, продолжились и в выходные. В воскресенье власти объявили, что им удалось ликвидировать 12 «боевиков, связанных с «Аль-Каидой» (организация запрещена в России) в районе Дуфас в пригородах столицы приморской провинции Абьян Зинджибар на юге страны. Этот город в начале месяца был взят под контроль исламистами. Автомобильное сообщение между второй столицей Йемена Аденом и Абьяном в настоящее время прекращено, как утверждают в Сане, во избежание жертв среди мирного населения.