Лидер кубинской революции Фидель Кастро впервые за четыре года выступил на сессии национального парламента. Появление в субботу на публике 83-летнего политика, в 2006 году перенесшего сложнейшую операцию на кишечнике и после этого отошедшего от дел, вызвало бурную реакцию в иностранных СМИ.
Старший из братьев Кастро появился в здании кубинского парламента в привычном френче военного покроя без знаков отличия. На этот раз он вступил на трибуну не уверенным шагом, а поддерживаемый помощниками. Депутаты устроили лидеру овацию, скандируя: «Вива Фидель!».
Речь Кастро длилась недолго, 12 минут, и транслировалась в прямом эфире кубинского телевидения. Выступление кубинский лидер посвятил внешней политике, предостерегая от дальнейшей эскалации иранско-американского конфликта, который, по его мнению, может вновь поставить мир на грань ядерной войны.
«Если случится война, нынешний социальный порядок внезапно разрушится, и цена за это будет чрезвычайно высока, — провозгласил он. – Население планеты может регулироваться, возобновляемые ресурсы могут быть сохранены, изменения климата могут быть предотвращены».
Кубинской внутренней политике Кастро не уделил ни слова, отмечает эксперт Лексингтонского института Филип Петерс в комментарии The Christian Science Monitor: «Он не сказал ничего ни об освобождении политических заключенных, ни об экономической политике».
Свои полномочия Кастро сдал младшему брату Раулю еще четыре года назад и вскоре почти исчез из публичной политики. Но в последнее время (с начала июля) Фидель уже несколько раз появлялся на публике, что, по мнению The New York Times, может свидетельствовать о его желании быть поближе к центру принятия решений. Получив власть, Рауль начал программу масштабной перестройки кубинской экономики, которую можно было бы сравнить с советским нэпом. Только в начале августа было объявлено о либерализации трудовых отношений: кубинцы в будущем получат право становиться индивидуальными предпринимателями, будут отменены некоторые ограничения на выдачу лицензий, обещается более гибкая система найма. Однако аналитики призывают не видеть раскола между двумя братьями: реформы вызваны невыгодной для Кубы экономической конъюнктурой, а Фидель всегда оказывал на младшего брата исключительное влияние.