Где украсть

Антикоррупционная экспертиза вступила в силу, но будет неэффективна

ИТАР-ТАСС
Ведомства теперь обязаны проводить антикоррупционную экспертизу всех выпускаемых ими нормативных актов. Это следует из двух постановлений, опубликованных на сайте правительства. Закон об экспертизе будет внесен в Госдуму в ближайшее время, сообщил Дмитрий Медведев. Эксперты считают, что полную гарантию от коррупции даст только независимая экспертиза.

Президент Медведев на совете по борьбе с коррупцией обсудил новые меры в данной сфере. «Если на что-то раньше можно было закрыть глаза, то при кризисе вопросы коррупции становятся самыми сложными и чувствительными», — сказал он членам совета. «Те на государственной службе, кто пытается на этом зарабатывать, с теми надо будет расставаться, и расставаться без промедления», — предупредил глава государства.

Подводя промежуточные итоги после вступления в силу антикоррупционных законов (Госдума одобрила пакет до Нового года), Медведев признал, что гордиться пока нечем: итоги, «надо признаться, пока сверхскромные, но, тем не менее, мы должны двигаться вперед».

Президент отметил в качестве основной задачи важность принятии подзаконных актов, которые будут обеспечивать соответствующий пакет законов. На встрече обсуждался законопроект об антикоррупционной экспертизе законопроектов и подзаконных актов. Генпрокурор Юрий Чайка по итогам заседания сообщил, что законопроект необходимо «доработать в форсированном режиме и в ближайшее время передать его на рассмотрение Госдумы». Он уточнил, что документ предусматривает привлечение к экспертизе законодательных и других актов общественные структуры, прежде всего правоохранительные, научные сообщества. Генпрокурор отметил, что проверку будут проходить не только законопроекты, но и действующие нормативные акты.

Пока законопроект дорабатывается, правительство уже утвердило правила и методику проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Два постановления правительства, № 195 и № 196, были подписаны 5 марта, а во вторник опубликованы на сайте кабинета министров.

Оба постановления определяют, как должна проводиться проверка документов на предмет «коррупциогенности», то есть «экспертиза проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Этот и ранее употребляемый термин теперь официально закреплен.

Коррупционногенными признаются те положения, которые содержат «коррупционные факторы». Они подразделяются на три вида. Это факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в частности, могут проявляться в отсутствие определенности со сроками, условиями и основаниями принятий тех или иных решений, в завышенных требованиях к гражданам и организациям при отсутствии четкой регламентации их прав. К этому же пункту относится нарушение компетенции органов, самовольного заполнения законодательных пробелов и употребления двусмысленных терминов и категорий.

Под факторами, связанными с наличием правовых проблем, подразумевается отсутствие порядка административных процедур, отказа от конкурсных процедур, отсутствие ограничений и запретов для органов власти или отсутствие мер ответственности служащих. Также отмечена недопустимость нарушения принципа прозрачности в деятельности органов власти.

Что касается «факторов системного характера», то имеются в виду противоречия между нормами, создающие для органов власти возможность выбора для каждого конкретного случая.

Второе постановление устанавливает, что экспертизу может проводить как Министерство юстиции, так и независимые эксперты — юридические и физические лица, аккредитованные ведомством.

В документе указано, что для того, чтобы получить аккредитацию, физическим лицам необходимо иметь высшее профессиональное образование и стаж по специальности не менее пяти лет, а юридическим требуется иметь в штате не менее трех человек, удовлетворяющих требованиям к физическим лицам.

Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность федеральный орган исполнительной власти, разработавший данный документ, должен в течение рабочего дня с момента его утверждения опубликовать его на сайте ведомства. Ранее законопроекты печатались только на думском сайте после их внесения.

По результатам экспертизы заключение должно быть отправлено в любой форме ведомству. После этого орган должен устранить все претензии на стадии доработки. Если же ведомство не согласно с оценкой, авторы законопроекта должны обосновать свое несогласие с выводами экспертизы и представить свой проект и заключение на рассмотрение президента или правительства.

Экспертиза не будет проводиться в отношении засекреченных нормативных актов.

Эксперты в этой области заявили «Газете.Ru», что принятая методика не новая — ее довольно давно разрабатывали, проверяли в пилотном режиме и даже проходили соответствующие тренинги в ведомствах и регионах. «Это правильно, что приняли постановление о методике, но будет ли исполняться это решение?» — спрашивает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По мнению руководителя российского центра Transparency International Елены Панфиловой, принятое постановление очень мягкое. И Кабанов, и Панфилова говорят о том, что нет никаких документов, особо регламентирующих положение в коррупционноемкой сфере, там, где давление на субъектов может быть особо сильным. «В коррупционноемкой области, например в бюджетной сфере, стоило сделать независимую экспертизу обязательной», — пояснила Панфилова. По ее мнению, было бы правильным, если бы оплату таких независимых экспертиз, например Институтом государства и права, могло бы взять на себя государство.

Кабанов полагает, что в нынешней ситуации не все захотят проводить независимые экспертизы, которые могут стоить до 100 тыс. рублей за один объемный нормативный акт. Один из авторов методики антикоррупционной экспертизы Владимир Южаков пояснил «Газете.Ru», что с каждым нормативным актом, проверку которых проводили и ранее, вопрос оплаты решался отдельно. Он признал, что действительно экспертиза может быть довольно «дорогим удовольствием», но также отметил, что постановление не предусматривает именно независимые экспертизы. «Постановление обязало сами органы проводить экспертизу своих актов, а будут ли они привлекать сторонних экспертов, это их дело», — сказал Южаков.

Панфилова полагает, что независимые исследования все равно проводиться будут, но, может, не в том объеме, который необходим. Главная же проблема в том, что высококвалифицированных экспертов, способных работать с документами, можно пересчитать по пальцам. По мнению специалистов, таких людей примерно 10–12 человек. «Можно, конечно, изучать документы, сверяясь с данной методикой, но провести ее могут только специалисты, которые в том числе разрабатывали эту методику», — пояснила Панфилова.

Эксперты отметили, что независимо от появившихся постановлений в регионах уже довольно давно проводятся антикоррупционные экспертизы. Кабанов отметил, что с прошлого лета в Тверской области проверили около 10 тысяч нормативных актов. Южаков сказал, что серьезных успехов добились в Томской области, а также в городе Братске Иркутской области.