СПРАВКА

Как регулировали госслужбу

Класс чиновников начал зарождаться в России еще при Петре I. В начале XVIII века появилась табель о рангах, которая установила иерархию должностей госслужащих. Всего их тогда было14. Зарплата чиновников в зависимости от класса состояла из жалованья, столовых и квартирных денег (или казенной квартиры). Между тем, уже тогда взяточничество среди чиновников процветало. Поэтому в табели была и отдельная «статья» о наказаниях и штрафах. Например, говорилось, что «кто выше своего ранга будет почести требовать или сам место возьмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья…». Интересно, что из штрафных денег 1/3 получал тот, кто заметил непорядок.

В 1917 веке на смену табели о рангах пришла система, основанная на принципе партийной принадлежности и личной симпатии генсека. Она эволюционировала со временем. Относительно скромные поначалу привилегии только для элиты ВКП(б), а затем КПСС разрослись до максимума ко временам Леонида Брежнева. Еще при Сталине зародился по сути отдельный кастово-социальный слой - номенклатура, чьи члены получали доступ к самым разным привилегиям от доступа дефицитных товаров до госдач и служебных квартир.

Основными преступлениями советский коррупционеров были отпуск дефицитной продукции, строительных материалов, снижение плановых заданий, назначение на ответственные должности своих родственников. Чиновничий аппарат зажил своей жизнью, но власти продолжали декларировать коммунистический строй и всеобщее равенство как единственно верный путь развития. Временами, впрочем, в партийной элите вспыхивали крупные коррупционные скандалы, которые приводили к серьезным многолетним тюремным срокам для их участников.

Первый закон, регулирующий деятельность современных российских чиновников, появился в 1995 году. Назывался он «Об основах государственной службы РФ». Это была попытка изъять правовое регулирование деятельности чиновников из рук самих чиновников. И, как показало время, довольно неудачная. Кремль вернулся к этой проблеме только при Путине. В 2002 группа во главе с главой администрации президента Дмитрием Медведевым разработала новый рамочный закон «О системе государственной службы РФ», который вступил в силу в мае 2003 года. Позже на его основе был принят целый ряд других законово, в частности, закон «О государственной гражданской службе». Среди нововведений он например, предусматривал, что госслужащий должен уведомлять начальство о потенциальном конфликте интересов дабы избегать коррупции. Однако новое законодательство никак по существу не решало проблему коррупции.


ВЕРНУТЬСЯ К СТАТЬЕ