Совещание министров иностранных дел стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), состоявшееся в Мадриде 29–30 ноября, еще раз продемонстрировало, насколько сильны противоречия между Москвой и Вашингтоном по таких ключевым вопросам, как реформирование Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) и механизма общеевропейской безопасности на базе Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Хозяева саммита — испанцы — и представители Португалии, страны — председательницы Европейского союза, постарались открыть встречу в духе сдержанного оптимизма, заявив о важности миссии ОБСЕ по обеспечению мира и стабильности в Европе.
Однако тон на встрече задало выступление российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, подвергшего организацию критике за неэффективность и «невостребованность».
Российский министр заявил, что, несмотря на усилия председательствующей в ОБСЕ Испании, «пока не удается преодолеть негативные тенденции в эволюции» организации. «Наша встреча проходит в переломный для Европы период. Наступает «момент истины» по целому ряду фундаментальных проблем европейской безопасности. К сожалению, ОБСЕ и в качестве реального инструмента обеспечения безопасности, и как форум для диалога и поиска взаимоприемлемых решений продолжает оставаться на обочине главного хода событий», — подчеркнул российский министр.
Если отбросить язык дипломатического протокола, на совещании в Мадриде Москва вступила в очередную схватку с большинством стран — членов ОБСЕ по вопросу реформирования организации.
Несмотря на предположения Лаврова о том, что вопросы, связанные с реформированием БДИПЧ ОБСЕ, не будут центральными на совещании, самые резкие высказывания прозвучали именно по этому поводу. Международный скандал, разразившийся вслед за отказом БДИПЧ направлять в Россию миссию по наблюдению за парламентскими выборами, еще сильнее подчеркнул принципиальные противоречия, которые накопились между Москвой и странами Запада.
Россия и поддержавшие ее страны СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) представили на рассмотрение министров иностранных дел ОБСЕ предварительный план реформирования БДИПЧ, озаглавленный «Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами». В документе, черновой вариант которого был представлен еще в сентябре, предлагается в значительной степени урезать полномочия наблюдательных миссий бюро. По замыслу создателей, например, будет ограничен их состав 50 наблюдателями. До сих пор для наблюдения за выборами в страны СНГ направлялось от 400 до 600 представителей ОБСЕ.
Соединенные Штаты высказались категорически против российского предложения реформирования БДИПЧ, указав, что, по их мнению, подобные изменения в структуре мониторингового агентства значительно ослабили бы его эффективность.
«Мы боимся, что всеобщий консенсус по поводу того, как достичь демократического мира в Европе, подвергся атаке изнутри самой организации», — заявил в четверг заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Он однозначно указал: «США защитят БДИПЧ». «Мы воспротивимся российскому предложению, которое ослабит и, возможно, попросту сделает непригодным БДИПЧ», — подчеркнул Бернс, добавив, что «никто из нас (членов ОБСЕ. – «Газета.Ru») не имеет права переписывать правила БДИПЧ, и никто из нас не вправе указывать бюро, сколько наблюдателей оно может отправить на выборы».
В интервью российскому телевидению Сергей Лавров ответил столь же бескомпромиссно. «Мы не впервые видим подобную позицию. К сожалению, она не добавляет оптимизма при оценке будущего ОБСЕ», — заявил министр. «Думается, что достигнута «точка невозврата»: или мы будем все вместе договариваться о правилах электорального мониторинга, или разночтения в данной сфере поставят под угрозу перспективу БДИПЧ как института ОБСЕ», — цитирует Лаврова агентство.
По словам министра, в деятельности БДИПЧ наблюдаются «претензии на некую автономию от государств-участников и попытки поставить себя над ними». Что же касается заявлений руководства БДИПЧ о том, что отказ прислать своих наблюдателей на выборы в Россию продиктован сопротивлением российской стороны, то Лавров указал: «Если очень дипломатично сказать, — это неправда».
В пятницу российский министр добавил в свою речь еще немного сарказма, заверив журналистов, что «никто в ОБСЕ не заинтересован в ослаблении мандата БДИПЧ, включая Россию», поскольку бюро «и так слабое». Одновременно, чтобы сгладить напряжение, российский МИД пообещал обязательно пригласить наблюдателей от ОБСЕ на президентские выборы, назначенные на 2 марта 2008 г.
Стороны разделились и по вопросу о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В июле российский президент подписал указ о введении моратория на исполнение ДОВСЕ, объяснив это тем, что ни одна из стран НАТО так и не ратифицировала его новую редакцию, принятую в 1999 г. в Стамбуле. В пятницу это решение, подтвержденное Госдумой и Советом федерации, вступило в силу.
По словам Лаврова, «западные партнеры» России из стран НАТО «фактически ввели в 2001 году мораторий на адаптированный ДОВСЕ». «Несмотря на то, что Россия к тому времени выполнила все свои относившиеся к договору «стамбульские обязательства», они увязали начало ратификации соглашения об адаптации с выполнением Россией надуманных условий, не имеющих к ДОВСЕ никакого отношения», — подчеркнул министр.
«Мы не думаем, что какая-либо страна должна в одностороннем порядке выходить из важнейших договоров по контролю за вооружениями, как того хочет Россия», — контратаковал позицию Москвы Бернс. По его словам, России «предстоит еще многое сделать» в Грузии и Молдавии, чтобы выйти на соответствие критериям модифицированному в 1999 г. на саммите Россия--НАТО Договору об обычных вооружениях в Европе. «Европейский союз рассматривает договор как краеугольный камень механизма европейской безопасности и с глубоким сожалением смотрит на то, как растет неопределенность в отношении будущего договора (ДОВСЕ. – «Газета.Ru»), на участие в котором Россия наложила мораторий», — подчеркнул американский дипломат.
Лобовое столкновение российской и американской дипломатии заблокировало принятие каких-либо содержательных итоговых документов. Решения в ОБСЕ вырабатываются на основе консенсуса, и в течение последних пяти лет Совещанию министров иностранных дел стран ОБСЕ не удавалось принять формальной декларации по итогам встречи. Не произошло этого и на нынешнем заседании, в котором приняли участие 45 министров иностранных дел и представителей внешнеполитических ведомств 56 стран, Европы, Центральной Азии и Северной Америки.