Пенсионный советник

Догнать и перегнать Холодную войну

Западная пресса комментирует авиационные амбиции России

Василий Сергеев 22.08.2007, 15:15

Западная пресса подвела первые итоги международного авиакосмического салона «МАКС-2007». По мнению журналистов, Россия продемонстрировала возросшие военные, политические и экономические амбиции, но догнать и обогнать Запад в короткие сроки у нее не получится.

Самую резкую реакцию уже по традиции демонстрирует британская The Guardian. «Путин, — пишет газета, — анонсировал на авиационно-космическом салоне амбициозные планы возрождения российской военной мощи, а также возрождения статуса России как лидирующего производителя военных самолетов».

Амбициозные заявления Путина последовали за сообщениями о возобновлении Россией регулярных дежурств российской стратегической авиации в отдаленных районах, а также планами возобновить производство стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, отмечает газета.

«Бравадные заявления российских политиков прозвучали на фоне стремительно ухудшающихся отношений с Западом. Господин Путин ранее осудил планы США по продвижению европейской ПРО, разорвал договоренности с НАТО по обычным вооружениям (имеется в виду мораторий на выполнение Договора об обычных вооружениях в Европе. — «Газета.Ru») и застолбил претензии России на Арктику», — отмечают журналисты. В том же материале The Guardian приводит мнения независимых экспертов о передовых российских авиационных разработках, продемонстрированных на авиашоу в Жуковском. В итоге газета констатирует, что наша страна «разработала некоторые впечатляющие технологии».

The Daily Telegraph отметилась статьей «Владимир Путин перевооружает армию Холодной войны». «Мессидж России ясен и прозрачен, — пишет газета. — Время, когда Россию считали списанной со счетов, — в прошлом. Россия извлекает дивиденды из высоких мировых цен на нефть и газ. Президент Путин демонстрирует намерение возродить российские военные амбиции. Российская военная машина снова заработала». Газета далее приводит мнения ряда военных аналитиков, считающих, что «Запад проглядел подъем российской оборонки, сконцентрировавшись на проблемах в Ираке и борьбе с международным терроризмом». Российская оборонная отрасль при этом ощутимо крепла за последние 8 лет, со времени прихода к власти президента Путина, отмечает газета. Расходы на военную отрасль возросли в России с 22% до 27% за последние 2 года, а в следующем бюджетном году могут возрасти до 30%, комментирует The Daily Telegraph.

Газета убеждена, что курс на милитаризацию России гарантированно продолжится и при Сергее Иванове, который, по выражению газеты, «имеет все шансы возглавить Россию после выборов в марте 2008 года».

The Washington Post комментирует приветственную речь президента Путина на авиашоу и, в частности, заявление о планах «сохранения мирового лидерства в производстве военной авиатехники». Смысл этих заявлений, пишет газета, «сводится к демонстрации вновь обретенной напористости и агрессивности во внешней политике». По мнению WP, российский лидер, говоря о лидерстве России в летной отрасли, выдает желаемое за действительное. «Российские компании «Туполев» и «Ильюшин» ранее выпускали сотни авиалайнеров в год, но в последние годы производится лишь горстка самолетов. Российские авиаперевозчики сделали выбор в пользу более комфортабельных и экономически выгодных самолетов Boeing и Airbus», — комментирует WP. Впрочем, резюмируют журналисты, Россия делает серьезные шаги для исправления этой ситуации. «Российская военная авиация получила финансовые инъекции после почти десятилетия недофинансирования и игнорирования», — отмечают журналисты.

Деловое агентство Bloomberg пытается разобраться в схеме возрождения российской оборонки и военно-воздушной отрасли, в частности. По мнению газеты, упор здесь делается на усилении новой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, как отмечает Bloomberg, контролируется государством и которую активно продвигает президент Путин. «Российская авиапромышленность готова выпустить в ближайшие 18 лет 4500 самолетов на сумму $250 млрд, а Россия стремится вступить в ряды крупных игроков», — отмечает Bloomberg. Комментируя уже заключенные сделки «Рособоронэкспорта» с Индонезией (подписан протокол о намерениях о поставке боевых самолетов «Су»), журналисты отмечают, что Россия подтвердила, что является крупнейшим поставщиком вооружений в развивающиеся страны. Теперь ОАК попытается выйти на другие мировые рынки, чтобы побороться за лидерство в сфере гражданской авиации, считает агентство. Проектом ОАК Владимир Путин преследует цель довести производство военных и гражданских самолетов до уровня времен Холодной войны, отмечает Bloomberg.