«Бизнес – это поиск оптимальных решений»

Основатель «Дома Свечей» Антон Медников о свечах, ароматах и трудностях начинающего бизнесмена

Фотография: èç àðõèâà Àíòîíà Ìåäíèêîâà

По просьбе «Газеты.Ru» основатель «Дома Свечей» Антон Медников рассказал о своей любви к ароматам, непростых кризисных решениях, ошибках и желании изменить Россию.

«Газета.Ru»: Давайте начнем с вопроса, на который вы наверняка много раз отвечали, в том числе и самому себе. Почему вы решили открыть бизнес по продаже ароматических свечей? Что это вообще такое? Чем они вас так вдохновили? Видели ли вы изначально свою аудиторию, понимали ли, кому в России такие свечи точно понравятся, у кого они будут пользоваться спросом?

Антон Медников: На самом деле идея родилась немного не такой. Я не думал заниматься ароматами. Будучи в Германии, я увидел магазинчик свечей. Такой красоты я не встречал до этого нигде и никогда: там были собраны самые разные свечи, от маленьких необычных свечек на торт до больших интерьерных резных и расписных свечей. Поискав в Москве нечто подобное, я ничего не нашел и решил, что нужно собрать здесь все лучшие образцы свечей в одном месте. То есть изначально идея имела такую форму: «Дом свечей» должен был стать магазином, в котором человек смог бы найти любые свечи, основными критериями были качество и красота продукции. Начать было решено с формата интернет-магазина, и я занялся поиском поставщиков.

Дальше присоединилась моя любовь к ароматам, к парфюму, ко всему, что приятно пахнет. Перепробовав практически все ароматические свечи, которые продавались на тот момент в Москве, я нашел единицы качественной и вкусно пахнущей продукции. Если быть совсем честным, то мне вообще понравилась только одна свеча.

Изначально мне казалось, что, несмотря на отсутствие у нас на рынке качественных предложений, ароматические свечи не будут пользоваться большим спросом: в магазинах было полно низкосортных китайских образцов, а качественная ароматическая продукция стоила дорого. Так что стартовый ассортимент моего магазина был в основном сформирован из декоративных товаров. Однако постепенно продажи ароматических свечей росли, и в итоге в 2011 году мы запустили большой проект ароматов для дома «Вакс Лирикал» — к слову, первый в России. Никогда в нашей стране не было таких концептов, с таким широким выбором носителей и ароматов.

Сегодня бизнес уже очень далек от первоначальной идеи, мы нашли свою нишу, своего клиента. За последние 2 года наш клиент сильно изменился, сформировался. Честно говоря, мы сильно рисковали в 2011 году. Было понимание того, что это красиво, что это нужно, но никакого понимания, что это будет продаваться в России, не было.

«Газета.Ru»: Вспомните свои первые шаги. Была ли у вас уверенность в действиях? Все ли складывалось так, как вы изначально задумали? Что вы делали, когда что-то шло не так?

Антон Медников: Знаете, владельцы бизнеса всегда строят себе воздушные замки. Без этого невозможно развиваться. Если вы не будете верить в свою идею, в нее никто не будет верить, так что на каждом этапе я верил в свои концепции и верю в них сейчас, хотя эта вера ничем не была подкреплена в самом начале. Конечно, у меня был бизнес-план на каждый новый шаг, без этого нельзя. Но бизнес-план — это всего лишь прикидка. Никакой гарантии, что процесс пойдет, вам никто не даст!

Мы открылись под Новый год в 2007-м, и в 20-х числах декабря я получил первый заказ. За последнюю неделю предновогодних продаж пришло еще несколько заказов, и я был на седьмом небе от счастья. Казалось, что все идет прекрасно. Уже потом я понял, что это был предновогодний бум, когда продавать легко. Дальше пришлось сражаться с сезонностью бизнеса, кучей проблем с сайтом и его продвижением. Иногда вообще все шло не так: сайт атаковали, посадили вирус, поисковики нас за это выбросили из индекса, заказов не было. Исправлять все приходилось работой, а как по-другому?! Искал спецов, помогали друзья, что-то изучал самостоятельно. Например, продвижением сайта я занимался сам, так как все, даже псевдоспециалисты, за это просят заоблачные деньги

«Газета.Ru»: Как вам удавалось совмещать работу на телевидении с собственным бизнесом? Применяли ли какие-то особые методики для того, чтобы все успевать: на работе, в бизнесе, личной жизни?

Антон Медников: Никак не удавалось, если честно. У меня была очень интересная работа, которая мне нравилась. Она отнимала много времени, на собственный бизнес его практически не оставалось, и из-за этого магазин сильно страдал. Можно сказать, что полтора года бизнеса не было, магазин работал условно в тестовом режиме: не рос, не развивался. При этом утром и вечером я сам развозил заказы. У меня сложился определенный пул клиентов, которые покупали регулярно, многие из них с нами до сих пор и знают меня лично. Несмотря на все усилия, работа шла «в ноль», развития не было.

А в 2008-м случился кризис. К началу 2009-го на телевидении позакрывалась куча программ, в том числе и наша. Фирмы на рынке разорялись одна за другой. Надо было что-то решать. Вопрос был в том, что мне важнее, и я выбрал свое собственное дело и ушел с головой в него. Так что методика одна: в какой-то момент нужно сделать выбор, совмещать очень сложно, только если работа по найму не занимает у вас много времени. А что касается личной жизни, то семья всегда меня поддерживала во всех начинаниях. Даже в самые трудные моменты я не чувствовал давления со стороны близких, за это им огромное спасибо: и родителям, и брату, и моей красавице жене. Более того, все мне помогали и помогают до сих пор, без них я бы точно не справился!

«Газета.Ru»: Когда вы поняли, что идея выстрелила? Как действовали и действуете после этого?

Антон Медников: Я до конца не понял этого и сейчас! Мне кажется, что мы еще не сформировались до конца, что у нас огромный потенциал. Нам нужно добирать ассортимент, нужно развивать текущие направления и предлагать что-то новое, чтобы становиться еще более непохожими на других. Мы стремимся постоянно двигаться вперед, у нас хорошая команда единомышленников, мы хотим быть лучше, чем мы есть сегодня во всем: в наших внутренних процессах, в уровне нашего сервиса, в качестве нашего продукта. Вот так мы и действуем. Наверное, я пойму, что идея выстрелила, уже после ухода на пенсию, а пока мы работаем, придумываем что-то новенькое и получаем от этого удовольствие.

«Газета.Ru»: Как вы решали и решаете инфраструктурные и технические вопросы со складом, офисом, отчетностью, доставкой, контролем за этими процессами и кадрами? Были ли с ними на первых порах какие-то сложности? Есть ли они сейчас?

Антон Медников: Бизнес — это поиск оптимальных решений. Сложности были, есть и будут со всем и всегда, так как сам ты не можешь делать сто дел одновременно, а работа с людьми всегда чревата ошибками, переменами настроения, болезнями, необязательностью и т.д. Со складом и офисом, казалось бы, все просто: надо найти то, что тебе нужно. Как оказалось, эта простая истина трудно реализуема на практике. Предложений великое множество, но большинство – очень дорогие, а многие просто не подходят. Для торговой компании очень важно иметь склад и офис в одном месте, хотя есть масса успешных фирм, которые это утверждение опровергают. Так что развиваться можно, имея то, что имеешь. Главное, чтобы было видение и понимание, куда движется компания и какой офис и склад ей для этого нужен.

Что касается отчетности, то надо нанимать бухгалтера, обязательно! Можно обойтись, безусловно, аутсорсинговыми услугами, но без бухгалтера никуда, иначе в отчетности будет куча ошибок, а это чревато. Доставка — это отдельная тема для разговора: водители, курьеры и компании, которые эти услуги предоставляют, — это каста людей, которые постоянно опаздывают, не успевают, что-то забывают, ломаются и т.д. Мы пытались работать и с курьерскими службами, и с транспортными компаниями. В итоге клиенты часто оказывались недовольны, машины опаздывали, курьеры не успевали доставлять заказы вовремя. А ведь это сервис и лицо компании. Идеально, конечно, иметь автомобиль и штат курьеров, потому что при всех минусах это самый надежный вариант. Однако не все фирмы на стадии становления бизнеса могут позволить себе такую роскошь, и мы не исключение. Пришлось пройти все вышеописанные проблемы и решать все вопросы по мере поступления. Бывает так, что я и сам сажусь за руль и везу заказ, если больше некому, коллеги тоже развозят заказы, если случается форс-мажор. В общем, все проблемы решаемы, однако вопрос доставки товара до клиентов — это важнейшая составляющая торгового бизнеса, и ее надо продумывать с самого начала.

«Газета.Ru»: Какие у вас планы на 2013 год? От чего планируете отказаться, а что наоборот попробовать или развить?

Антон Медников: Планов громадье. Как я говорил, мы постоянно хотим двигаться вперед и совершенствовать наше предложение для клиентов. В декабре 2012 года мы запустили новое направление: французскую натуральную косметику «Лотантик». Надеюсь, нам удастся его развить в 2013-м. Хотим найти еще качественные товары, которые подойдут к нашему сегодняшнему концепту. Избавляться ни от чего не собираемся, скорее, планируем в очередной раз обновить коллекцию ароматов для дома. Мы ее обновляем дважды в год: весной и осенью. Подбор новых ароматов — это трудоемкий процесс. Конечно, попасть в точку удается не всегда, потому что заранее трудно предсказать, что понравится клиентам, а что нет, так что сейчас мы еще и разрабатываем стратегию по тестированию новых ароматов, чтобы минимизировать риск непопадания.

«Газета.Ru»: Хотелось бы вам попробовать себя еще в каких-то проектах? Какие идеи и отрасли малого и среднего бизнеса кажутся вам перспективными?

Антон Медников: Идей в голове много, но раскрывать тайны не буду, пусть конкуренты боятся. Когда стабильно будет работать «Дом Свечей», будем выходить в новые направления. Одно могу сказать: хочется заняться еще большими формами, возможно, оборудованием или крупной техникой, но это все не завтрашний даже день. Я много пробовал параллельных бизнес-проектов (занимались эвентами, запускали с партнерами интернет-порталы), в итоге что-то всегда страдало, так что теперь я придерживаюсь мнения, что сначала надо одно поставить прочно на ноги, а уже потом запускать следующее.

Если же говорить о более глобальных вещах, то в будущем хотелось бы донести массу идей до руководителей сначала нашего города и области, а потом, возможно, и до руководителей страны. Есть много идей о развитии инфраструктуры в России, открытии туристических зон, развитии туризма в целом, стимулировании внутреннего потребления, производства и экспортной торговли. У нас сегодня такие колоссальные возможности в России, но частный бизнес со всем этим не справится — нужны глобальные инвестиции и государственная поддержка. В общем, в будущем еще хотелось бы сделать что-то полезное для развития страны.

«Газета.Ru»: Что бы вы посоветовали тому Антону Медникову, который только решился открыть «Дом Свечей», и другим начинающим предпринимателям?

Антон Медников: О, об этом можно как минимум хорошую курсовую работу написать… Сегодня я совершенно четко понимаю, что бизнес начинался с наскока, был плохо продуман, не было концепции и стратегии, совершалось большое количество ошибок. Если коротко, то первый совет такой: одного бизнес-плана мало для развития, нужно еще четкое понимание того, как и что будет делаться для этого развития. Ну а второй совет предельно прост: в любом даже самом небольшом деле важнейшее условие — это наличие команды. Возможно, это даже главное условие. Команда может горы свернуть, а одному под силу сдвинуть лишь небольшой предмет, стоящий на вашем пути.

  • Livejournal