404 Not Found

Not Found

The requested URL /cgi-bin/time2.cgi was not found on this server.

Additionally, a 404 Not Found error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request.



 
 



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | ЗАКОН | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ОБЩЕСТВО | КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | АВТО | ENGLISH
ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | МАТПОМОЩЬ | ОТДЫХ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ | МОСКВА 2012
 
Против
ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО
 


 
Екатерина Мишина
эксперт Фонда развития парламентаризма

 

"Второе гражданство как измена Родине"



 
ДОКУМЕНТ

МНЕНИЯ

ГОЛОСОВАНИЕ

Внесенный группой депутатов проект федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", направленный на установление уголовной ответственности за незаконное приобретение гражданином Российской Федерации гражданства другого государства, не является в полном смысле слова воспроизведением печально знаменитой 64 статьи Уголовного кодекса РСФСР. Вместе с тем указанный законопроект состоит с ней в кровном (когнатическом, если использовать терминологию римского права) родстве. Предлагаемая формулировка диспозиции статьи 136-прим УК РФ ("незаконное приобретение лицом гражданства другого государства при его временном пребывании или проживании за пределами Российской Федерации с одновременным сохранением гражданства Российской Федерации") по сути практически не отличается от положений пункта "а" статьи 64 УК РСФСР, квалифицировавших бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как форму измены Родине и признанных Постановлением Конституционного суда РФ от 20 декабря 1995 года № 17-П не соответствующими Конституции.

Авторы законопроекта предлагают установить уголовную ответственность за "незаконное приобретение лицом гражданства другого государства при его временном пребывании или проживании за пределами Российской Федерации с одновременным сохранением гражданства Российской Федерации, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности". Но у данного деяния отсутствует основной квалифицирующий признак преступления, предусмотренный статьей 14 Уголовного кодекса – общественная опасность. Поэтому предусмотреть в действующем УК подобный состав преступления не представляется возможным. Не являясь преступлением, это деяние не может быть также квалифицировано и как правонарушение. В Федеральном законе "О гражданстве" отсутствуют нормы, устанавливающие какой-либо вид ответственности за нарушение его положений, поэтому неясно, что имеют в виду авторы законопроекта под незаконным приобретением гражданства другого государства, и почему предлагается внести данную новеллу в УК именно в соответствии с этим Законом.

Что же, с точки зрения авторов законопроекта, противозаконно – приобретать иное гражданство, находясь за границей, или делать это, сохраняя российское гражданство? Если первое, то, как правило, именно за границей и предпринимаются действия, направленные на получение гражданства (подданства) другой страны. Если второе, то можно ждать и предложений о лишении российского гражданства тех, кто решит реализовать свое право на получение гражданства другого государства, заключившего соответствующий международный договор с Россией. Между тем, такая возможность предоставляется как новым Федеральным законом "О гражданстве", вступившим в силу 1 июля с.г., так предшествующим ему (и в определенной части еще действующим) законом с аналогичным названием. Более того, она является механизмом реализации заложенного в Конституции принципа, в соответствии с которым гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Игнорируя действие этого принципа, закрепленного в Основном законе страны, авторы законопроекта предлагают инкорпорировать в действующее законодательство норму, изначально противоречащую Конституции – как статье 6, устанавливающей этот принцип, так и статье 55, содержащей запрет издания законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Часть вторая предлагаемой статьи просто ставит в тупик: в ней устанавливается ответственность за "те же деяния, совершенные неоднократно". Это беспрецедентное по новаторской силе предложение – предположить, что, помимо второго гражданства (подданства), гражданин будет пытаться получить также, третье, четвертое и так далее, и все это будет совершаться незаконным путем. Действующее законодательство говорит лишь о двойном или ином гражданстве. Даже гипотетически представив себе ситуацию, что кто-то все же попытается получить гражданство трех или более стран, вряд ли можно утверждать, что его действия будут содержать признаки общественной опасности для его первой Родины.

Государственная Дума возвращается к рассмотрению внесенного еще в ноябре 2000 года законопроекта, в котором получение гражданства другого государства предлагается квалифицировать как общественно опасное деяние. Будем рассчитывать на мудрость законодателей и надеяться, что они не примут законопроект, оставляющий за бортом демократические преобразования последних лет.

05 ОКТЯБРЯ 2002
 

ИСТОРИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Закон об уголовной ответственности за двойное гражданство

подробнее
 
 
МНЕНИЯ
 
 
 
 
    РЕКЛАМА



ПЕРВАЯ | НОВОСТИ | ПОЛИТИКА | БИЗНЕС | ФИНАНСЫ | ENGLISH | ОБЩЕСТВО
 
КОММЕНТАРИИ | КУЛЬТУРА | СПОРТ | АВТО
 
ТЕХЗОНА | ЖИЛПЛОЩАДЬ | ОТДЫХ | МАТПОМОЩЬ | ОБРАЗОВАНИЕ | СТИЛЬ
 

Rambler's Top 100 spylog.ru Top List Counter


Четверг, 26 Сентября, Московское время: 7:40. Обновлено в 07:40
© «Газета.Ru». При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru» обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.
Страницы «Техзона», «Жилплощадь», «Отдых», «Матпомощь», «Образование», «Стиль» являются рекламно-коммерческими приложениями к «Газете.Ru»

Обратная связь    Реклама в «Газете.Ru»

ПОИСК