Россияне устали от харизматиков и тяжеловесов
Текст: Ксения Солянская
Предстоящие выборы в Госдуму существенно обновят российский политический бомонд. Хакамада заменит Немцова, Глазьев -- Зюганова, Рогозин -- Жириновского. Такие выводы можно сделать из рейтинга депутатской популярности, который «Газете.Ru» предоставила компания IST Consulting Group.

Чтобы выяснить, сколько раз упоминался в СМИ каждый из 450 депутатов Госдумы, исследователи с сентября 2000 года по июль 2001 года проанализировали 7357 телевизионных и радиосюжетов и 52 495 публикаций в центральной и региональной прессе. При составлении рейтинга учитывались материалы с положительной либо нейтральной тональностью. Итоговый балл подсчитывался в долях от общего количества упоминаний депутатов в СМИ.
|
|
Прошлой осенью "Газета.Ru" публиковала данные, в которых были подсчитаны почти все появления депутатов на телевидении и в печати за предыдущий год работы Госдумы. Десятка лидеров выглядела следующим образом: Борис Немцов, Геннадий Селезнев, Владимир Жириновский, Евгений Примаков, Геннадий Зюганов, Александр Жуков, Геннадий Райков, Григорий Явлинский, Николай Харитонов и Ирина Хакамада. Например, лидер СПС Немцов за десять месяцев успел 353 раза выступить по центральному ТВ, а член фракции Николай Аркадьевич Дайхес -- только один. Теперь исследователи составили рейтинг упоминаемости по итогам прошлой осенней сессии и пришли к выводу, что накануне парламентских выборов определились новые лидеры депутатского пиара.
Самым популярным у журналистов депутатом прошлой осенью стал спикер Геннадий Селезнев.
На центральном телевидении и радио, а также в общефедеральной и местной печати было 1999 сообщений о деятельности Селезнева. Экс-лидер рейтинга Немцов набрал только 1258 очков, хотя упоминаний о нем было в два раза больше. Но остальные публикации о нем не засчитывались, так как были негативного свойства. Журналисты мрачно отреагировали на поведение Бориса Немцова в период захвата заложников на мюзикле "Норд-Ост". А вот интерес к спикеру Госдумы заметно повысился, причем не столько благодаря занимаемой им должности, сколько сообщениям о том, что у бывшего коммуниста Селезнева теперь есть своя Партия возрождения России (это событие сопровождалось беспрецедентной пиар-поддержкой).
Существенно увеличился интерес прессы к лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, который поднялся с пятой позиции на третью. По мнению исследователей, это обусловлено не одними только публикациями в "Советской России" и "Завтра", но снижением позиций его главных конкурентов по рейтингу -- Евгения Примакова и Владимира Жириновского.
Журналисты прошлой осенью часто пренебрегали эпатажными заявлениями Жириновского, поэтому лидер ЛДПР поменялся местами с лидером КПРФ и спустился с третьей строчки рейтинга на пятую.
Негативно на его рейтинг повлияли и прогнозы о том, что ЛДПР может и не преодолеть 5-процентный барьер на выборах в этом году.
Исследователи были удивлены значительным обновлением первой десятки рейтинга. Десятка обновилась на треть. На четвертое место с тринадцатой позиции выскочил руководитель международного комитета Дмитрий Рогозин, хотя по темпам роста его опередили седьмой номер Сергей Глазьев (в предыдущем -- № 19) и десятый номер Вячеслав Володин (в предыдущем -- № 27). Ирина Хакамада переместилась с десятой строчки на шестую, причем газеты писали не только о ее переговорах с чеченскими террористами в ДК на Дубровке, но и о ее деятельности на ниве образования.
Таким образом, депутаты Рогозин, Глазьев и Володин вытеснили из первой десятки рейтинга Николая Харитонова, Александра Жукова и Евгения Примакова (все уже забыли, что он еще депутат -- отсюда наиболее серьезное падение в рейтинге с четвертой позиции сразу на десять пунктов). Также понизились позиции лидера самой пропрезидентской фракции "Единство" Владимира Пехтина (№ 21 -- в настоящем рейтинге, № 11 -- в предыдущем).
Авторы исследования объясняют эту ротацию новой тенденцией -- растущим интересом прессы к "молодой крови" в Госдуме.
Пресса все более скептически относится к так называемым харизматическим лидерам -- Немцову и Жириновскому, теряет интерес к политическим тяжеловесам Примакову и Харитонову и с нетерпением ждет, кто же придет им на смену.
На сегодняшний момент явные фавориты политических обозревателей -- Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев. Их сближает молодость -- электорат несколько устал от примелькавшихся за последние десять лет политических исполинов, и журналисты, чутко отреагировав на это, двигают новых героев. На популярность Рогозина также работает его близость к Кремлю -- он, как известно, спецпредставитель президента по решению Калининградской проблемы, поэтому может делать громкие заявления не только от имени думского комитета, но и от России вообще.
Популярность Глазьева несколько другого рода. Неожиданный успех на губернаторских выборах в Красноярском крае (он набрал там 21,4%), имидж молодого просвещенного коммуниста заставили прессу говорить о нем как о возможном будущем лидере одной из крупнейших российских партий. В какой-то мере тенденция поиска "молодой крови" проявляется и в интересе к Хакамаде. Кроме участия в переговорах с террористами, растущий рейтинг Хакамады обусловлен тем, что больше половины избирателей -- женщины, а женщины уверены, что их интересы в Госдуме представлены слабо.
Другая важная тенденция, на которую чутко отреагировала пресса, заключается в том, что народ перестает смотреть на Думу как на балаган.
Избиратели наконец поняли, что принимаемые депутатами решения оказывают непосредственное влияние на жизнь каждого гражданина. Поэтому их все меньше привлекает эпатаж и все больше интересуют оценки экспертов. Этой тенденцией обусловлен рост пиар-рейтинга практически всех членов фракции "Яблоко".
И наконец, как выяснили специалисты, постоянной тенденцией является зависимость популярности депутата в СМИ от его участия в обсуждении важнейших для общества тем, таких как захват заложников на Дубровке, реформа ЖКХ, электроэнергетика, проблемы с Калининградской областью, война в Чечне и, хоть это и смешно звучит, снижение минимального возраста вступления в брак с 16 до 14 лет.
04 ФЕВРАЛЯ 2003 16:23