Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!

Археологи вскрыли первую плиту саркофага у пирамиды Хеопса

Египетские и японские археологи в четверг вскрыли первую плиту, закрывающую саркофаг у подножия самой большой пирамиды — Хеопса в районе Гиза в Каире, содержащий «солнечную ладью», возраст которой составляет примерно 4,5 тысячи лет. Два треугольных саркофага, каждый из которых был покрыт 40-ка герметично пригнанными друг к другу известняковыми плитами, были обнаружены еще в 1955 году в районе южной стены пирамиды Хеопса. Вскрыв один из них, исследователи увидели прекрасно сохранившуюся ладью из ливанского кедра в разобранном состоянии. На то, чтобы собрать ее из 1224 деталей, ушло десять лет, для этого реставраторы использовали только деревянные колья и канаты.

Ладья получила название «солнечной», поскольку, согласно верованиям древних египтян, в загробном мире фараон должен плавать в ней по небесной глади вместе с богом солнца Ра. Видимо, именно для этого ее и разместили рядом с хозяином при погребении.

В 1987 году ученые обнаружили при помощи радара под землей еще одну «солнечную ладью», но второй саркофаг решено было не вскрывать: по мнению исследователей, ее сохранность значительно хуже. С 2008 года ученые активно изучали второй саркофаг, в том числе и для поиска способа консервации памятника.

К настоящему моменту со второго саркофага поднята одна известняковая плита, ее длина составляет примерно 4 метра, ширина — 1,5 метра. Уже видны деревянные детали ладьи. Археологи работают вручную с предельной аккуратностью.

На церемонии снятия известняковых плит с саркофага, который «ждал» своего часа почти 60 лет, присутствуют десятки журналистов, ученых, дипломатов. Зрители наблюдают за работой археологов из специально огороженной палатки. Здесь же установлен экран, на который транслируются работы.

Размеры первой ладьи составляют примерно 43 на 6 метров. Осадка судна составляла всего 1,5 метра, что позволяло ему плавать по реке. На ладье было две каюты - на носу и в середине корпуса. Ей управляли десять пар гребцов. Ученые обнаружили, что некоторые детали судна сделаны не из ливанского кедра, а из египетской акации - предположительно, это следы ремонта. На лодке сохранился речной ил. Возможно, ее использовали для погребения тела фараона, или же сам фараон пользовался ладьей для посещения храмов на берегах Нила.

Первое найденное у пирамиды Хеопса судно размещено в «Музее «Солнечной ладьи» недалеко от места, где она была обнаружена.

Премьер Китая отменил встречу с немецким коллегой