Стареть и переносить нехватку кислорода помогает единый клеточный механизм

Способность переносить кислородное голодание, замедленное старение и пониженное образование токсических белков, виновных в болезнях Альцгеймера и Хантингтона может быть вызвано нарушением сигнального каскада, «завязанного» на молекулу VHL-1.

Мэтт Каберляйн из Университета Вашингтона и его коллеги начали свою работу на нематодах Caenorhabditis elegans, давно ставших модельными животными, как для генетиков, так и для геронтологов. Ученые значительно снизили уровень сигнального белка VHL-1 и обнаружили, что это не только повысило устойчивость червей к гипоксии (чего они и пытались добиться), но и значительно замедлило старение нематод, живущих обычно не больше двух недель.

Хотя детали молекулярного механизма ещё предстоит установить, авторы публикации в Science считают, что причина – в изменении функции протеосом. Эти внутриклеточные органеллы обычно занимаются тем, что разрушают «состарившиеся» белки, и присутствуют у всех животных. Более того, вновь открытый механизм не зависит от сероводорода, инсулиноподобного фактора, диеты и сиртуинов, с помощью которых продолжительность жизни дрожжей удалось увеличить в 10 раз.

Вряд ли Каберляйн знаком с методикой Бутейко, тренировавшего у своих последователей устойчивость к гипоксии, тем не менее, его работа добавляет разумное звено в этот комплекс упражнений. Однако не стоит забывать, что Каберляйн и коллеги, во-первых, работали на червях, и так живущих в менее приятных условиях, а во-вторых – они тренировали у своих подопечных устойчивость к гипоксии на генетическом уровне, что вовсе не означает возможность сделать это дыхательными упражнениями.

Альтернативная находка – вторая публикация в журнале Science, в которой Жан-Клод Мартину из Университета Женевы сумел вырастить червей, переносящих полное отсутствие кислорода в течение 48 часов. Для этого ученые вызвали дефект в гене hyl-2, тоже не зависящем от всех вышеупомянутых сигнальных путей. Однако на продолжительности жизни это никак не сказалось, так что применение если и найдется, то скорей среди водолазов, летчиков и космонавтов, нежели среди интенсивно стареющего населения развитых стран.

Жена Канье Уэста вышла на публику в микрошортах после домогательств