В Совете федерации выступают за создание в стране института независимого прокурора, который позволит избегать противоречий и конфликтных ситуаций между различными федеральными структурами, в том числе правоохранительными.
«Актуальность создания института независимого прокурора в нашем обществе велика, исходя из складывающейся ситуации. И создание такого института позволило бы избежать тех конфликтов, которые складываются в последнее время все чаще между Генпрокуратурой и Следственным комитетом», — заявил «Интерфаксу» глава комитета по правовым и судебным вопросам сенатор Анатолий Лысков.
При этом он подчеркнул, что глава государства «не должен заниматься примирением лидеров важнейших правоохранительных структур, что называется, в ручном режиме».
«Нам необходимо принять федеральный закон о независимом прокуроре, который позволит обеспечить конституционный принцип равенства граждан перед законом независимо от занимаемого положения в обществе и государстве», — убежден Лысков.
К полномочиям независимых прокуроров, по его мнению, целесообразно было бы отнести рассмотрение сообщения о преступлении и предварительное расследование обстоятельств о деяниях, содержащих признаки преступления, совершенных в период исполнения служебных обязанностей отстраненными от должностей главы государства, председателей Совета федерации и Госдумы, главы правительства, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, генпрокурора, председателей СКР и Счетной палаты, а также уполномоченного по правам человека, председателей Центробанка и главы ЦИК.
«Потребность в таком независимом институте в обществе велика. Достаточно вчитаться в статистические показатели о нарушениях законности, чтобы понять, что в вопросах обеспечения безопасности существуют реальные проблемы», — констатировал Лысков.
Аргументируя свою позицию, он сообщил, что только в прошлом году из зарегистрированных почти 3 млн преступлений 45% остались нераскрытыми, а в сфере досудебной стадии уголовного судопроизводства выявлено свыше 3,5 млн нарушений. При этом по требованию прокуроров было отменено более 34 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел следователями.